"Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи" Ложкова Зинаида Ивановна МКОУ ООШ №6 г Чехова
Cлайд 2
Желаю творческих успехов
Cлайд 3
Тема урока: "Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"
Cлайд 4
Цель урока: определить позицию автора по отношению к типу мечтателя и показать актуальность его личности. Задачи урока: углубить понятие «сентиментализм»; совершенствовать работу с текстом произведения; развивать логическое мышление и речь учащихся ; связать поднятую автором проблему с сегодняшним днем.
Cлайд 5
Ф. М. Достоевский «Белые ночи». Сентиментальный роман. (Из воспоминаний мечтателя)
Cлайд 6
Прямое значение: Белые ночи - светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. В Петербурге белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля. «Белые ночи». Смысл названия.
Cлайд 7
Символическое значение. Слово ‘ночь’ вызывает определённую цепь ассоциаций: темнота, мрак, страх, господство тёмных сил и другие. Но оксюморонное сочетание “белые ночи” помогает нам представить необычные ночи, светлые, счастливые, противоречащие одиноким тёмным ночам, когда герой уходит в придуманный им мир грёз, мечтаний и снов. Не случайно произведение разделено не на главы, а на ночи (1, 2, 3, 4, 5), ведь герой меряет этот свой самый счастливый отрезок жизни именно ночами.
Cлайд 8
…Иль был он создан для того, Чтобы побыть хотя мгновенье В соседстве сердца твоего?.. Ив. Тургенев. …Знать был он создан для того, Чтобы побыть хотя мгновенье В соседстве сердца твоего. Ив. Тургенев. «Цветок»
Cлайд 9
Какова роль эпиграфа к произведению? Помогает осознать основную мысль, заключенную в последних строчках: “Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую…?”
«…В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем… Они любят читать и читать всякие книги, даже серьёзные, специальные, но обыкновенно со второй, третьей страницы бросают чтение, ибо удовлетворились вполне. Фантазия их подвижная, летучая, лёгкая, уже возбуждена, впечатление настроено, и целый мечтательный мир вдруг овладевает всем бытием мечтателя. … Постепенно, неприметно начинает в нём притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни». «Петербургская повесть»
Cлайд 12
Cлайд 13
Беседа по вопросам: -Каков род занятий главного героя повести? -Каковы особенности мироощущения мечтателя? (по началу повести) -Какие общечеловеческие ценности лежат в основе такого мироощущения?
Cлайд 14
КАКОЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРОЙ ВЫ ОБОЗНАЧИЛИ БЫ ЖИЛИЩЕ МЕЧТАТЕЛЯ?
Cлайд 15
Желтый цвет - «цвет радостный, бодрящий и нежный» ( Гете) Желчь
ОПРЕДЕЛИТЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЧТАТЕЛЯ: Оригинал Смешной человек Лишний человек Маленький человек Чудак ХАРАКТЕР МЕЧТАНИЙ ГЕРОЯ: Фантастический Романтический Приближённый к реальности Лишённый всякого смысла
Cлайд 24
ВЫВОД НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О ТОЙ ОПАСНОЙ ЧЕРТЕ, КОТОРАЯ РАЗДЕЛЯЕТ МЕЧТУ И РЕАЛЬНОСТЬ
Cлайд 25
Cлайд 26
Cлайд 27
Сегодня на уроке…. Мне очень понравилось Мне было очень весело Я узнала много интересного Я узнала много нового Мне было скучно Я осталась равнодушной
Cлайд 28
Домашнее задание: ( ответить на вопрос ) Как вы думаете, удалось ли герою до конца избавиться от своего мечтательства?