Вводный урок по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Солнце – одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы и дождя. По-разному титанический образ Пушкина воспринимается каждой душой, каждой личностью. И как из миллиардов преломленных каплями солнечных лучей на небе слагается радуга, так, можно думать, общечеловеческое представление о величайшем из наших гениев образует в веках многоцветный и прекрасный образ его. Л. Успенский «Собранье пестрых глав»
Cлайд 2
Одесса. 1823 год. Южная ссылка. Из писем А.С.Пушкина Вяземскому «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. Пишу его с упоением, что уже давно со мной не было… Не знаю, пустят ли этого бедного Онегина в небесное царство печати. Хотелось бы…»
Cлайд 3
«Разноголосье» мнений о романе А.Бестужев упрекал роман в “легковесности” Н.Раевский нашел в романе “сатиру и цинизм” В.Жуковский и К.Рылеев не поняли замысла “веселого романа” Пле
Cлайд 4
Плетнёв восхищён 1гл. : «Онегин твой будет карманным зеркалом петербургской молодёжи» В. Г. Белинский: «…энциклопедия русской жизни» А. Дельвиг: «Горю нетерпением читать продолжение его… . Целую крылья твоего ГЕНИЯ… .»
Cлайд 5
Герой романа в оценке критики Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». В.Г. Белинский Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе. А.И. Герцен Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации». Н.А. Добролюбов
Cлайд 6
Работа над романом длилась 7 лет 4 месяца 17 дней начало – Кишинёв, Одесса, 1823г. окончание – Болдино, 1830г.
Cлайд 7
Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний. Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня? Или, свой подвиг свершив, я стою, как подёнщик ненужный, Плату приявший свою, чуждый работе другой? Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи, Друга Авроры златой, друга пенатов святых? 1830 ТРУД А. С. Пушкин.
Cлайд 8
Система художественных образов ОНЕГИН ТАТЬЯНА ЛЕНСКИЙ П Р Е Д С Т А В Л Я Ю Т О П Р Е Д Е Л Ё Н Н У Ю К А Т Е Г О Р И Ю О Б Щ Е С Т В А «ВЫСШИЙ СВЕТ» ПАТРИАРХАЛЬНОЕ ДВОРЯНСТВО ДВОРЯНСТВО ЯВЛЯЮТСЯ ОБРАЗЦАМИ ОПРЕДЕЛЁННОГО НРАВСТВЕННОГО, ДУХОВНОГО, ЛИТЕРАТУРНОГО ТИПА «ЛИШНИЙ ИДЕАЛ «РОМАНТИЧЕСКОЕ ЧЕЛОВЕК» «РУССКОЙ ДУШИ» СОЗНАНИЕ» ОБЪЕДИНЯЮТСЯ АВТОРОМ = ДЕЙСТВУЮЩИМ ЛИЦОМ
Cлайд 9
Сюжетно-композиционные особенности первого русского романа I особенность Сюжет Онегин-Татьяна Служит для развития основного конфликта романа Не развивается, помогает Татьяне понять Онегина Ленский - Ольга
Cлайд 10
II особенность Главное действующее лицо – повествователь = = лирические отступления – составная часть сюжета Спутник Онегина Антипод Ленского – поэта Защитник «Татьяны милой»
Cлайд 11
III особенность Патриархальное дворянство «Энциклопедия русской жизни» Высший свет Патриархальное дворянство Дворянство Крепостное крестьянство
Cлайд 12
«Онегинская строфа» 14 строк Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь. Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть. Онегин был, по мненью многих (Судей решительных и строгих) Учёный малый, но педант. Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С учёным видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнём нежданных эпиграмм Рифмы Перекрестные а б а б Парные а а б б Опоясывающие а б б а Парные а а
Cлайд 13
4-хстопный ямб помогает передать эпические, разговорные интонации
Cлайд 14
Композиция романа Гл. I – развёрнутая экcпозиция Гл. II – завязка второй сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским) Гл. III – завязка первой сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной) Гл. VI – дуэль (кульминация и развязка второй сюжетной линии) Гл. VIII – развязка первой сюжетной линии
Cлайд 15
Выводы: 1.«Онегинской» строфе присуща необыкновенная простота и ясность 2.В романе показана русская жизнь времен Пушкина во всех её проявлениях 3.Сюжет романа включает в себя две линии: ОНЕГИН – ТАТЬЯНА и ЛЕНСКИЙ – ОЛЬГА 4.АВТОР – ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ – одно из главных действующих лиц романа 5. Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность) и параллелизм 6.Лирические отступления расширяют временные и географические рамки романа, выявляют авторскую оценку героев