Работа состоит из: - Введения - Главы I - Главы II - Заключения - Приложения
Cлайд 3
Цель нашей работы: - изучить графику А.С. Пушкина; - выяснить отношение поэта к изобразительному искусству.
Cлайд 4
Объект исследования: взаимоотношения между А.С. Пушкиным и кругом его общения.
Cлайд 5
Актуальность: к проблеме появления портретов в творчестве Пушкина обращались в своих трудах многие исследователи, такие как А. Эфрос, Л. Керцелли, Р. Жуйкова. Кто-то по рисункам поэта восстанавливал круг его общения, кто-то пытался проследить отношение Пушкина к изображаемым им образам. На наш взгляд, выполняя графические рисунки людей, с которыми он общался, поэт пытался через них передать свое личное отношение к ним: доброжелательность или любовь.
Cлайд 6
Кто же оказался изображённым в рисунках Пушкина? Прежде всего – он сам Его родные (отец, брат, жена…) Друзья (Чаадаев, Толстой…) Писатели (Веневитинов, Грибоедов…) Декабристы (Рылеев, Михаил Орлов…) Политические деятели (Александр I, Наполеон…) Знакомые (Хитрова, граф Воронцов…) Женщины, которых он любил (Воронцова, Собаньская…)
Cлайд 7
Если не считать исторических деятелей прошлого, - это девяносто человек, которых удалось узнать. Портреты эти возникали под пером Пушкина, когда он думал об этих людях, думал по самым разным поводам, с самыми разными чувствами. Узнавая в этих портретах людей пушкинского окружения, мы получаем возможность ближе и ярче представить себе его жизнь.
Cлайд 8
Жизнь Пушкина тесно связана с его родственниками. Но портретная галерея родных, пожалуй, самая малочисленная. Несколько портретов брата Льва Сергеевича Пушкина. Один из них находится в Ушаковском альбоме. Он был сделан, вероятно, как и ряд других набросков, для иллюстрации событий и лиц.
Cлайд 9
Портрет Льва Сергеевича Пушкина с подписью: «Пушкин». Этим Александр Сергеевич хотел показать настоящую подпись Льва Сергеевича.
Cлайд 10
Не раз Пушкин рисовал Наталью Николаевну Гончарову. Насчитывается четырнадцать её портретов, с 1830 года по 1836 год. Именно по этому портрету мы представляем себе облик жены Пушкина и видим тот облик, который он любил.
Cлайд 11
Но самыми близкими людьми для Пушкина, пожалуй, были его друзья. Другом Пушкина на протяжении всей его жизни был Петр Андреевич Вяземский. Портреты Вяземского довольно часто встречаются в рукописях Пушкина.
Cлайд 12
Павел Яковлевич Чаадаев оказал большое влияние на духовное развитие поэта. Его портрет карандашом мы находим среди чернильных строк «Евгения Онегина». Он выполнен очень тщательно, что является редкостью для графики Пушкина.
Cлайд 13
Дмитрию Владимировичу Веневитинову исполнилось двадцать один год, когда Пушкин приехал в Москву из ссылки. В октябре 1826г. Пушкин нарисовал юношу в смешном, большом не по росту фраке и слишком большой, не по голове шляпе. Поэт хотел подчеркнуть разлад между взрослостью костюма и юностью того, кто его носит.
Cлайд 14
Не раз стремился Пушкин и в рисунке передать образ так высоко им ценимого «замечательного» человека – Александра Сергеевича Грибоедова. Этот портрет был сделан в октябре 1829г.
Cлайд 15
Во время писания второй главы «Евгения Онегина», в Одессе, в конце 1823 года, Пушкин нарисовал портрет молодого человека с длинными волосами. Это портрет Туминского.
Cлайд 16
10 марта 1832 г. Пушкин занимался в библиотеке Вольтера, которая тогда находилась в Эрмитаже. В библиотеке же помещалась статуя философа-просветителя, которую Пушкин и срисовал с натуры. Это очень редкий для Пушкина тип рисунка.
Cлайд 17
Это Николай Михайлович Смирнов, один из людей пушкинского окружения тридцатых годов. Вернулся он в Россию в 1828 году из Флоренции и вскоре познакомился с Пушкиным.
Cлайд 18
С известным русским ученым Павлом Львовичем Шиллингом фон Канштадт Пушкин встречался и в ранней молодости, еще до ссылки, и дружески общался с ним в Петербурге , начиная с 1828 года. Пушкин великолепно передал образ человека с веселым, энергичным и умным лицом.
Cлайд 19
Пушкин не видел Якубовича двенадцать лет и не знал, что тот ходит коротко остриженный, и нарисовал ему стоящие дыбом волосы, дополняющие его дикий взор и выражающие неукротимость натуры.
Cлайд 20
Это портрет Екатерины Николаевны Орловой, дочки генерала Раевского, и ее мужа, Михаила Федоровича Орлова. Не раз Пушкин рисовал Орлова, неизменно давая приметы его внешности: лысая крепкая голова и громоздкая мощная фигура.
Cлайд 21
Сохранился лист с тесно нарисованными в разных направлениях портретами —главным образом декабристов —и автопортретом среди них.
Cлайд 22
Теперь обратимся к женщинам, к которым поэт не остался равнодушным.
Cлайд 23
В начале августа 1823 года в первой главе «Евгения Онегина» появляется портретный набросок молодой женщины с большими чёрными глазами. Далее этот образ повторяется на протяжении второй главы «Евгения Онегина». Это образ Амалии Ризнич.
Cлайд 24
Амалия Ризнич отличалась тем, что носила длинные платья, скрывающие слишком большие ноги.
Cлайд 25
Следующая серия портретов – это облик Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой. Первый набросок профиля Воронцовой появился в первой главе «Евгения Онегина». Пушкин любил ее особенно горячей любовью.
Cлайд 26
Все любовные стихотворения, написанные в Михайловском в 1824 году и в первые месяцы 1825 года, обращены к Воронцовой, в том числе «Ненасытный день потух…» Бегут меняясь наши лета, Меняя всё, меняя нас, Уж ты для своего поэта Могильным сумраком одета, И для тебя твой друг угас. Прими же, дальняя подруга, Прощанье сердца моего, Как овдовевшая супруга, Как друг, обнявший молча друга Пред заточением его.
Cлайд 27
Во второй же главе снова встречается изображение Елизаветы, дающее новую разновидность её зарисовки в рукописи: она представлена в светской причёске.
Cлайд 28
В 1829 году появляется портрет Воронцовой, нарисованный на большом листе бумаги. Пушкин лица её не идеализировал. Но он передал одно из главных очарований Воронцовой – красивую посадку её головы и тонкую, длинную шею.
Cлайд 29
В рукописях Пушкина 1823 года встречается множество портретов одной и той же красивой брюнетки зрелого возраста. Это не Воронцова, не Ризнич и даже не Екатерина Орлова, за которую её иногда принимают.
Cлайд 30
Небольшие, но существенные различия в разрезе глаз и в причёске. Конечно, это Каролина Собаньская. Пушкин познакомился с ней в январе 1821 года.
Cлайд 31
В январе 1825 года, в Михайловском, в ознаменовании четвертой годовщины со дня встречи с Собаньской, Пушкин вновь рисует её.
Cлайд 32
Я провела опрос среди учащихся нашей школы. В опросе участвовали 43 человека.
Cлайд 33
На первый вопрос -Знаете ли Вы, что Пушкин рисовал портреты? - ответили следующим образом: 17 опрошенных ответили «Да», а 26 опрошенных ответили «Нет».
Cлайд 34
На второй вопрос - Можете ли Вы назвать хотя бы одного человека, который был изображен в рисунках Пушкина? - ответили таким образом: один человек ответил, что он рисовал Н.Н.Гончарову; трое ответили, что он рисовал свою няню; а четверо ответили, что он рисовал себя; а все остальные, к сожалению, не знали.
Cлайд 35
И на третий вопрос -Хотели бы Вы познакомиться с рисунками поэта? - ответили следующим образом: 23 ученика ответили «Да», а 20 учеников ответили «Нет».
Cлайд 36
Следовательно, можно прийти к выводу, что большая часть нынешних подростков, в возрасте 15-18 лет, не интересуются такими знаменитыми людьми XIX века, как Александр Сергеевич Пушкин.
Cлайд 37
Все работы А.С. Пушкина являются высоко художественными произведениями, в которых поэт раскрыл себя, с одной стороны, как тонкий психолог человеческой души, а с другой, как профессиональный художник – график, это подтверждают его виртуозные рисунки. Следует отметить, что в этих работах, не зависимо от того, как он относился к близким ему людям и какие чувства к ним испытывал, Пушкин всегда старался раскрыть пусть маленькие, но положительные качества человека. В заключении хотелось бы сказать, что исследования рисунков Пушкина показывают, что они являются богатейшим источником для изучения как его биографии, так и творчества поэта.