«Его басни переживут века» К. Н. Батюшков «Его притчи - достояние народное и составляет книгу мудрости самого народа.» Н. В. Гоголь. «Крылов – поэт русский, поэт России; мы думаем, что для Крылова довольно этого, чтоб иметь право на бессмертие…» В. Г. Белинский Эпиграфы:
Cлайд 3
Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени. После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом.
Cлайд 4
Почти всю жизнь провел И.А. Крылов в Петербурге. Здесь он начинает свою литературную деятельность как драматург и издатель сатирических журналов. Здесь создает и печатает Крылов свои басни. В нашем городе многое напоминает о Крылове, помогает представить жизнь писателя, воссоздать его живой облик.
Cлайд 5
Cлайд 6
Cлайд 7
Дворцовая набережная, 2 (дом, в котором жил Крылов в 1791-1794 годах и находилась «Типография г. Крылова со товарищи») В доме Бецкого, в квартире, обращенной окнами на Летний сад, в 1791—1796 годах проживал И. А. Крылов. При участии нескольких своих друзей Крылов оборудовал здесь типографию фирмы «Крылов с товарыщи», где печатались журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». Журналы носили сатирический характер, они нередко критиковали правительственную политику, бичевали произвол и деспотизм помещиков-крепостников.
Cлайд 8
Марсово поле (здесь был театр, в котором ставились пьесы Крылова)
Cлайд 9
Пьесы Крылова — важный факт как в биографии Крылова, в его литературной деятельности, так и в истории русской драматургии, русского театра. Выдающийся журналист и гениальный баснописец, Крылов начал свою творческую жизнь драматургом: первая его пьеса («Кофейница») была написана им, когда ему было около пятнадцати-шестнадцати лет. В каких бы жанрах ни писал свои пьесы Крылов — комическая опера, комедия, трагедия, волшебная опера, шуто-трагедия, — везде проявлял он свое вольнолюбие, протестующее настроение против разных форм насилия над человеком, против подлости и пошлости, чванства и глупости бар-крепостников и их прихлебателей, свою любовь к закрепощенному народу, его языку, фольклору.
Cлайд 10
Исаакиевская площадь, 4 (дом, где жил Крылов в 1806-1814 годах)
Cлайд 11
В 1806 году И.А. Крылов начинает писать басни, возможно в этом доме им были написаны его первые басни… Пройдя сложный путь творческих исканий, Крылов в зрелые годы пришел к басне. Всего им написано двести басен. Позаимствовав сюжеты у предшественников (Эзопа, Лафонтена, Сумарокова), Крылов наполнил басни новым содержанием. Мораль его басен заключает в себе яркие, точные образные выводы, ставшие широко известными афоризмами. В них «отразилось много народных свойств, в них есть всё: издевка, насмешка, попрёк, словом всё шевелящее и задирающее за живое». (Н.В.Гоголь). Не только Н.В.Гоголь, но и другие исследователи называют отличительной особенностью басен Крылова яркость, афористичность языка. Так как Крылов пришел к басням, уже имея жизненный опыт, разбираясь в людях, он сумел точно выразить народные воззрения на добро и зло, на справедливость и бесправие…
Cлайд 12
Популярность Крылова-баснописца росла необычайно быстро. Каждый журнал считал своим украшением басни Крылова. Самое появление новой басни превращалось в своего рода литературное событие. Всегда были переполнены залы, когда выступал сам баснописец с чтением своих произведений, а читал Крылов бесподобно. Книги Крылова расходились в нескольких тысячах экземпляров, что по тому времени было необычным. По словам П. Вяземского, Крылов явился «счастливым смельчаком, бесстрашным наездником, который, смеясь законам, умел приковать победу к себе и закупить навсегда пристрастие народа». Сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена, ("Стрекоза и муравей", "Волк и ягненок"), затем постепенно он начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связаны со злободневными событиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические события стали басни "Квартет", "Лебедь", "Щука и Рак", "Волк на псарне". Более отвлеченные сюжеты легли в основу "Любопытного", "Пустынника и медведя" и других. Однако басни, написанные "на злобу дня", очень скоро также стали восприниматься как более обобщенные произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.
Cлайд 13
Набережная Фонтанки, 118 (здесь в доме Г.Р. Державина собиралось общество «Беседа любителей русского слова»)
Cлайд 14
Дом Державина в Петербурге Во главе этого общества стояли «Беседа любителей русского слова» — литературное общество, образовавшееся в Петербурге в 1811 году. Во главе этого общества стояли Г. Р. Державин и А. С. Шишков. Общество «Беседа любителей русского слова» должно было укреплять патриотические чувства в русских людях при помощи русского языка. Важность подобного подхода разделялась многими людьми, поскольку в то время на русском языке общались между собой только крепостные. Дети русской элиты первые свои слова произносили на французском языке, что было унизительно для страны.
Cлайд 15
Набережная Фонтанки, 101 (дом, в котором Крылов бывал постоянно у своих друзей Олениных)
Cлайд 16
О взаимоотношениях И. А. Крылова с семьей Олениных написано много . К Анне Алексеевне Олениной И. А. Крылов питал трогательную привязанность. Басня "Ягненок" была написана И. А. Крыловым для Анны Алексеевны в ее детстве Анюточка, мой друг! Я для тебя и для твоих подруг Придумал басенку. Пока еще ребенком, Ты вытверди ее; не ныне, так вперед С нее сберешь ты плод. Послушай, что случилоси с Ягненком. Поставь свою ты куклу в уголок: Рассказ мой будет краток… Целых тридцать лет Крылов прослужил в Публичной библиотеке под началом у А. Н. Оленина, с которым был тесно дружен и в доме которого бывал чуть не ежедневно. Здесь, у Оленина, собирались самые интересные люди той поры: Батюшков, Пушкин, Гнедич, переводчик "Илиады" Гомера, и еще многие другие писатели, художники, артисты и учёные.
Cлайд 17
Садовая улица, 20 (здесь Крылов прожил 25 лет)
Cлайд 18
И.А.Крылов одним из первых в русской литературе проник в самую душу народного языка со всеми его оттенками и богатствами. Он стал писать не для немногих, а для всего народа, не выдумывая новых слов, не калеча и не уродуя языка, не манерничая и не подлаживаясь под простонародную речь. Он хорошо знал, как бесконечно богат и красочен родной язык. Басни сразу были приняты читателем, к поэту приходили письма издалека, в которых спрашивали, что еще написал Крылов. Завистники не понимали, почему читатель так жадно ищет басен Крылова. Что в них особенного? А особенным в них был как раз тот «задний ум, которым крепок всякий русский человек» (по замечанию Н.В.Гоголя). Читатель находил в баснях отражение своих настроений, чаяний, чувств и видел в авторе человека, который знает жизнь. Действительно, мораль, завершающая басни, очень часто била не в бровь, а в глаз. Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества. Многие выражения из басен Крылова вошли в русский язык как крылатые слова
Cлайд 19
Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, была полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был всеобщим уважением. Уже в 1835 году В. Г. Белинский в своей статье "Литературные мечтания" нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым. Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 года Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию "во уважение отличных дарований в российской словесности". Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.
Cлайд 20
Крылатые фразы из басен И.А. Крылова уже при его жизни использовались его современниками наряду с пословицами и поговорками. А Васька слушает да ест. А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. А где пастух дурак, там и собаки дуры. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. Берись за то, к чему ты сроден, Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. Если голова пуста, То голове ума не придадут места. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет. Не плюй в колодезь – пригодится Воды напиться.
Cлайд 21
Невский проспект, 30 (в этом доме происходило чествование Крылова в день 50-летия его литературной деятельности) 2 февраля 1838 г. в Петербурге праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности с такою торжественностью и вместе с тем с такою теплотой и задушевностью, что подобного литературного торжества нельзя указать раньше
Cлайд 22
1-я линия В.О., 8 (дом, в котором Крылов умер в 1844 году)
Cлайд 23
Умер Крылов в 1844 году в Санкт-Петербурге. В день его похорон 13 (25) ноября Адмиралтейская церковь Святого Исаакия (Исаакиевский собор) не могла вместить всех, кто хотел с ним проститься. Похоронен Крылов в Александро-Невской лавре в Петербурге рядом с могилами Н.И.Гнедича и Н.М.Карамзина. Среди множества легенд о Крылове есть и такая: «Когда погребальная процессия двигалась по Невскому проспекту, один из прохожих спросил идущего за гробом поэта Нестора Кукольника: - Кого хоронят? - Министра просвещения. - Как министра? Министр просвещения Уваров жив, я его сегодня видел, - удивился прохожий. - Это не Уваров, а Иван Андреевич Крылов - Но ведь Крылов был баснописцем. - Это их путают, - ответил Кукольник. – Настоящим министром народного просвещения был Крылов, а Уваров в своих отчетах писал басни». Итак, проделав долгий путь, И.А. Крылов наконец находит свое призвание, призвание писателя-баснописца. Именно в этом малом эпическом жанре во всей своей мощи развернулся талант писателя. Басни И.А. Крылова прочно вошли в сокровищницу русской национальной культуры.
Cлайд 24
Памятник Крылову в Летнем саду
Cлайд 25
Па мятник Крыло ву был установлен в 1855 году близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Монумент является одним из первых памятников русским литераторам и первым, установленным в Петербурге[ В 1848 году было собрано более 30 тысяч рублей по подписке, проводившейся с высочайшего соизволения по всей России. Академией художеств был объявлен конкурс, в нём приняли участие ведущие скульпторы того времени. В конкурсе одержал победу проект известного скульптора барона фон Клодта. Первоначальный эскиз был выполнен в монументальных традициях античности: могучий поэт в римской тоге с обнажённой грудью. Но на том же листе изображён вариант памятника, напоминающий тот, который находится в Летнем саду. Клодт установил бронзовую статую баснописца на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми изображениями лиц и животных — персонажей басен Крылова.
Cлайд 26
Фрагмент памятника
Cлайд 27
Позировали скульптору настоящие звери (в том числе и хищные волк (прислали царские егеря) и медведь с медвежонком (были переданы братом скульптора)) и птицы, жившие в его мастерской на протяжении всего творческого процесса и ставшие живыми натурщиками персонажей басен И.А. Крылова на пьедестале памятника. Особых хлопот Клодту такое соседство не доставляло. Только одно животное Клодт не решился поселить в мастерской - козла. Его к Петру Карловичу каждый раз водила жившая неподалёку старушка. Животные спокойно уживались между собой. Только волк постоянно охотился на кошек, а медведь пристрастился к спиртному, которым его угощали рабочие. Еще двух крупных животных, не посетившего мастерскую автора, - льва и слона - он лицезрел в зверинце немца Зама на Фонтанке и в Царском Селе. В первый к слову сказать, после окончания проекта он передал всех питомцев.
Cлайд 28
Что же сказать о самом баснописце? В памятнике он предстает перед нами сидя на высоком пьедестале высотой три с половиной метра в спокойной, непринужденной, чуть усталой позе с раскрытой книгой в руках. Лицо Крылова одухотворено, его фигура полна спокойного достоинства, и нет ни намека на нарочитость, пафос или эффектность, ни в его одежде, ни в позе, весь образ прост, но ни будничен, в нем есть жизнь. Следует отметить, что памятник И. А. Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге стал вершиной творчества П.К. Клодта, и ценность его от этого только возрастает и отражает весь опыт скульптора в создании истинно гармоничных и изысканных произведений искусства. Торжественное открытие памятника И. А. Крылову в Летнем саду состоялось 12 мая 1855 года.
Cлайд 29
Могила И.А. Крылова на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры