Александр Иванович Герцен (1812–1870) – философ, писатель, публицист, один из идейных вдохновителей революционно-демократического движения в России. http://prezentacija.biz/
Cлайд 2
Основные философские и социальные идеи изложены Герценом в следующих работах: "Дилетантизм в науке" (1842-1843) "Письма об изучении природы" (1845-1846) "О развитии революционных идей в России" (1851) "С того берега" (1855) "Русские немцы и немецкие русские" (1859) "Концы и начала" (1862) "Письма к противнику" (1864) "Письмах старому товарищу" (1869)
Cлайд 3
В годы первой ссылки Герценом овладевают мистически-религиозные настроения, в значительной мере под влиянием архитектора А. Л. Витберга - автора первого проекта храма Христа Спасителя, который в то время также находился в ссылке в Вятке. «Влияние Витберга поколебало меня, - вспоминал Герцен в «Былом и думах». - Но реальная натура моя взяла все-таки верх. Мне не суждено было подниматься на третье небо, я родился совершенно земным человеком».
Cлайд 4
В философских очерках «Дилетантизм в науке» (1842-1843) Герцен писал: «Все живое живо и истинно только, как целое, как внутреннее и внешнее, как всеобщее и единичное - сосуществующее. Жизнь связует эти моменты; жизнь - процесс их вечного перехода друг в друга» . «Во все времена долгой жизни человечества заметны два противоположные движения: развитие одного обусловливает возникновение другого, с тем вместе - борьбу и разрушение первого» .
Cлайд 5
Герцен по-своему решает вопрос об отношении мышления и бытия, духа и материи: «Природа есть именно существование идеи в многоразличии». Однако уже здесь проводится диалектическая мысль о единстве идеального и материального. В главном своем философском труде «Письма об изучении природы» (1844-1845) Герцен обстоятельно развивает эту мысль на обширном историко-философском материале.
Cлайд 6
В «Письмах» Герцена действительно содержится резкая характеристика идеализма: «идеализм - не что иное, как схоластика протестантского мира» . Он пишет о том, что философия должна победить в себе «дуализм, идеализм, метафизическую отвлеченность», что «философия, не опёртая на частных науках, на эмпирии, - призрак, метафизика, идеализм». Достается за идеализм и Гегелю, ибо «идеализм, в котором он был воспитан, срывает его в односторонность, казненную им самим, и он старается подавить духом, логикой природу».
Cлайд 7
Герцен свое миропонимание определял как «реализм». Отправным пунктом мировоззрения Герцена составляет убеждение в том, что «человек - не вне природы и только относительно противоположен ей», «как цветок противоположен стеблю, как юноша - ребенку», так как «все стремления и усилия природы завершаются человеком», а человеческое сознание венчает «все развитие природы». Притом он верно отмечает, что «история мышления - продолжение истории природы: ни человечества, ни природы нельзя понять мимо исторического развития».
Cлайд 8
Преодолев мистически-религиозные настроения, Герцен приходит к заключению, что «нет ни личного духа, ни бессмертия души». Но перед лицом «тупой случайности», перед «отсутствием разума в управлении личной жизни» он находит в конечном счете утешение не в религии, а в философии.
Cлайд 9
До эмиграции Герцен был «западником»; он считал, что путь России к прогрессу должна указывать цивилизованная Европа, способная осуществить в процессе коренной социальной революции преобразование общества на основе идей социализма. Однако в Европе его ждало не только потрясение от кровавого подавления революционного движения, но и разочарование в буржуазной демократии, нравственном состоянии западного общества. Уже в 1849 г. Герцен готов произнести тост: «За Русь и святую волю!». Социализм его меняет свое содержание - становится «русским социализмом».
Cлайд 10
В 1852 г. Герцен публикует работу «Русский народ и социализм». «у русского крестьянина нет нравственности, кроме вытекающей инстинктивно, естественно из его коммунизма» «человек будущего в России - мужик, точно так же как во Франции работник». Пропагандируя «общинный социализм», Герцен писал: «Прошлое русского народа темно, его настоящее ужасно, но у него есть права на будущее».