МБОУ «Панфиловская СОШ» Презентацию подготовила учитель истории Базова Марина Геннадьевна
Cлайд 2
Тема урока: Либеральные начинания в царствование Александра 1. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского.
Cлайд 3
1. познакомиться с историческими фактами, связанными с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра1; 2. выяснить причинно-следственные связи между социально-экономической ситуацией в стране и неудачами этих начинаний. Задачи:
Cлайд 4
.Воспитание наследника. .Воспитание наследника.роророо I
Cлайд 5
В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская Шведский дипломат Лагербильке Он человек! Им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей. А.С.Пушкин. Александр 1
Cлайд 6
В 1801 году русским царем стал Александр1,сын Павла1, вольно или невольно участвовавший в заговоре против отца, который закончился убийством Павла. Он вступил на престол с явными намерениями сделать страну счастливой. А вот что он понимал под этими словами -счастливая страна? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать? Задание: сформулировать важнейшие проблемы России в виде кластера
Cлайд 7
С первых же дней молодой император взялся за государственные дела. Планов – громадье. Еще в 1797 г. Он писал: « Когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем…чтобы создать народное представительство, которое составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы…» А.С.Пушкин об этом времени говорил так: « Дней Александровых прекрасное начало.» Что было осуществлено в ходе реформ 1801-1806 гг.?
Cлайд 8
Князь А.А. Чарторыйский Члены Негласного комитета
Cлайд 9
Граф В.П. Кочубей Граф П.А. Строганов
Cлайд 10
Н.Н. Новосильцев
Cлайд 11
1-я группа: А) ликвидация последствий правления Павла 1. Б) решение крестьянского вопроса. 2-я группа А) усовершенствование государственного строя России. Б) реформа народного просвещения. Задание группам:
Cлайд 12
1.Возвращение репрессированных Павлом: проведена амнистия. 2. Открыты границы. 3. разрешено свободно ввозить западно - европейские книги и товары. 4. Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам. Ликвидация последствий правления Павла.
Cлайд 13
1. Были прекращены пожалования дворянам государственных крестьян. 2. В газетах запрещены публикации объявлений о продаже крепостных крестьян без земли. 3. 1803г. Указ « О вольных хлебопашцах». 4. 1804г. Сделан первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике. Решение крестьянского вопроса.
Cлайд 14
1. 1802г. –Сенат – высший судебный орган. 2.Главными органами государственного управления стали министерства вместо петровских коллегий ( 1802-1811гг.) 3. Для обсуждения общих вопросов управления страной был учрежден Комитет министров. Усовершенствование государственного строя.
Cлайд 15
1. Образование стало более доступным для низших слоев населения. 2.Университетская автономия. 3. Увеличение численности университетов. Реформа народного просвещения 1803г.
Cлайд 16
1. Какой вывод напрашивается из данного сравнения? 2. Какой вопрос из этого возникает? Сравнить планы и их конкретную реализацию?
Cлайд 17
Мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав еще одну попытку царя провести реформы политического характера – ввести в России Конституцию и парламент. Постараемся выяснить, почему так трудно шло осуществление реформ в России начала 19 века? Почему царю не удалось осуществить задуманное?
Cлайд 18
Первая попытка введения представительного органа в России связана с именем М.М. Сперанского. М.М. Сперанский
Cлайд 19
1.Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России: А)какие сословия должны были быть созданы; Б)какие права получили бы эти сословия; 2.Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России: А)организация государственной власти; Б)организация выборов Задания для групп (схема на доске и рассказ)
Cлайд 20
Почему? В этих условиях многое зависит от личности царя. Почему Александр1 не проявил политическую волю и не довел дело до конца? Кого не устраивал предложенный вариант реформ?