Скрябин Александр Николаевич (1871(72)-1915) Композитор, пианист. Биографии композиторов http://prezentacija.biz/
Cлайд 2
Биография.
Cлайд 3
-Александр Николаевич Скрябин родился 6 января 1872 года (25 декабря 1871 года) в Москве. -Отец Скрябина, Николай Александрович, на момент рождения сына едва закончил юридический факультет Московского университета. -Мать композитора, Любовь Петровна, урожденная Щетинина, была блестящей пианисткой. Умерла в 1973. -Александра Скрябина воспитала родная тетка, Любовь Александровна. -1882 год –Скрябин начинает брать уроки игры на фортепиано у студента Московской консерватории Г. Конюса. -Этот же год – будущий композитор по семейной традиции поступает во 2-й Московский кадетский корпус.
Cлайд 4
-1885 год – переход к более серьезным музыкальным занятиям. Теперь Александр Скрябин обучается у педагогов С. Танеева (теория музыки, композиция) и Н. Зверева (фортепиано). -1888 – 1892 годы – Скрябин учится в классе фортепиано Московской консерватории; оканчивает ее с малой золотой медалью. -Этот же период – первые заграничные гастроли. -1894 год – Александр Скрябин знакомится с меценатом М.П. Беляевым. Признанный ценитель искусства материально помогает начинающему композитору, способствует публикации его сочинений и продвижения их в Русские симфонические концерты.
Cлайд 5
-1896 год – Скрябин женится на пианистке Вере Ивановне Исаакович. -1897 год – композитору предложено стать профессором фортепианного класса в Московской консерватории. Двадцатишестилетний Скрябин соглашается. -1900 – 1901 годы – Скрябин работает над Первой симфонией, состоящей из шести частей. Композитор сам пишет текст для выступления хора в последней части. Закончив работу над Первой, Александр Скрябин немедленно приступает к созданию Второй. -21 марта 1903 года – первое исполнение Второй симфонии в Москве заканчивается скандалом. Причиной послужило новаторство Скрябина, совершенно необычные и непривычные элементы, использованные в создании произведения. Скрябина такой успех ни капли не смущает – он был готов к чему-то подобному.
Cлайд 6
-1904 – 1910 годы – Александр Скрябин проводит это время за границей на гастролях, изредка появляясь в России. С ним же находятся его жена и дети. -1910 год – написан «Прометей» («Поэма огня»), центральное произведение Александра Скрябина. Этот же год – возвращение в Россию -9 марта 1911 года – в зале Дворянского собрания в Петербурге проходит премьера «Прометея». За роялем сам автор. Успех произведения был ошеломительным. Особое впечатление на публику произвела светомузыка – собственное изобретение Скрябина. В разные моменты исполнения симфонии зал озарялся разными цветами, подчеркивая то, что хотел донести до слушателей автор. -27 (14) апреля 1915 года – Александр Николаевич Скрябин умирает.
Cлайд 7
ТВОРЧЕСТВО.
Cлайд 8
Особенности: Музыка Скрябина очень самобытна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма. С точки зрения композиторской техники музыка Скрябина близка творчеству композиторов Новой венской школы (Шёнберга, Берга и Веберна), однако решена в ином ракурсе — через усложнение гармонических средств в пределах тональности. В то же время форма в его музыке практически всегда ясна и завершена. Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.
Cлайд 9
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЭМА «ПРОМЕТЕЙ»-ВЕНЕЦ ТВОРЧЕСТВА СКРЯБИНА. Прометей (Поэма огня) Op. 60 — музыкальная поэма (продолжительность 20 — 24 мин.) Александра Скрябина для фортепиано, оркестра (включая орган), голоса (хора ).
Cлайд 10
«Прометей» («Поэма огня») - не античный миф о герое Прометее. Скрябинская поэма не имеет программы – программа «Симфонии света» - абстрактно-философского содержания, а оригинальная авторская программа вообще отсутствует. Произведение сочинялось в 1908—1910 гг. и было впервые исполнено 2 (15) марта 1911 года в Москве оркестром под управлением Сергея Кусевицкого. Премьера прошла без световой партии, поскольку аппарат не подходил для исполнения в большом зале.
Cлайд 11
О замысле :«Поэмы огня» конкретных документальных данных сохранилось немного. Существует информация, что в «Поэме экстаза» Скрябин намеривался использовать идею «световой симфонии». В письме к М. Морозовой от 4.09.1907г. говорится, что М. Альтшулер (дирижер Русского симфонического оркестра в Нью-Йорке) хочет поставить «Поэму экстаза» и применить в первый раз световые эффекты. Существуют свидетельства, что в 1907 году Скрябин разговаривал со своими современниками о намерении включить в «Мистерию», наряду с синтезом музыки и хореографии, и «гамму световых эффектов».