Как измеряли в древности. Каширова Мария Ученица 5 класса Голицинского филиала «Никифоровской сош №2»
Cлайд 2
Зачем человеку нужны измерения. Без измерений нельзя ни сшить платье, ни выточить на токарном станке деталь, ни узнать который час.
Cлайд 3
Первые единицы длины. В древности длины измеряли локтями, длиной ступни, шагами, длинами зерен, снами…
Cлайд 4
Древний Рим. Для измерения больших расстояний служила миля – так называли путь в тысячу двойных шагов ( и правой, и левой) вооруженного римского легионера и равнялась она 1481 метру.
Cлайд 5
Древний египет Древние египтяне, например, использовали три основные единицы длины: локоть, ладонь и палец, связанные между собой соотношением 1 локоть = 6 ладоням = 24 пальцам.
Cлайд 6
Япония. Лошадиный башмак – так называли путь. Проходимый лошадью, пока не износится привязываемая к ее копытам соломенная подошва, заменяющая в этой стране подкову.
Cлайд 7
испания В Испании известна мера расстояния – сигара: путь, который может пройти человек, куря сигару.
Cлайд 8
Англия. Ярд – указом короля Генриха I было определено расстояние от носа короля до конца среднего пальца вытянутой его руки, равняется длина ярда – 91,44 сантиметра.
Cлайд 9
англия Дюйм -название происходит от голландского - ''большой палец''. Длина дюйма в Англии была уточнена и стала ровняться длине трех ячменных зерен, вынутых из средней части колоса и поставленных друг к другу своими концами. 1 дюйм = 10 линий = 2,54 см
Cлайд 10
англия Длина фута была уточнена с введением такой единицы длины как шток. Это “длина ступней 16 человек, выходящих из храма от заутрени в воскресенье”. Деля длину штока на 16 равных частей, получали среднюю длину ступни, ибо из церкви выходили люди разного роста. Длина фута стала ровняться 30,48 см.
Cлайд 11
Древняя греция В программе Олимпийских игр Древней Эллады был бег на стадию. Установлено, что греческая стадия (или стадий) это длина стадиона в Олимпии – 192,27 м. Эта мера была введена в Вавилоне, а затем перешла к грекам. За стадий принимали расстояние, которое человек проходит спокойным шагом за промежуток времени от появления первого луча солнца, при его восходе, до момента, когда солнечный диск целиком окажется над горизонтом. Это время приблизительно равно двум минутам.
Cлайд 12
Русь. Сажень примерно равна расстоянию от подошвы до конца пальцев поднятой вверх руки. Произошдо это слово от глагола «сягать» – доставать до чего-либо. Существовало множество различных саженей – мерная, малая, косая, маховая, царская и т. д. Разные сажени – разная длина (от 152 до 248 сантиметров).
Cлайд 13
русь У наших предков были и весьма любопытные способы измерения. У славян была такая мера длины, как “вержение камня” – бросок камнем, “перестрел” – расстояние, которое пролетала стрела, выпущенная из лука.
Cлайд 14
Русь Есть различные версии происхождения аршинной меры длины. Возможно, первоначально, "аршин" обозначал длину человеческого шага (порядка семидесяти сантиметров, при ходьбе по равнине, в среднем темпе) и являлся базовой величиной для других крупных мер определения длины, расстояний (сажень, верста). Корень "АР" в слове а р ш и н - в древнерусском языке (и в других, соседних) означает "ЗЕМЛЯ", "поверхность земли", и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути.
Cлайд 15
русь ВЕРСТА - старорусская путевая мера (до неё было ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого до другого во время пахоты. Известны упоминания в письменных источниках 11 века. До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей. При Петре Первом одна верста равнялась 500 саженей- 213,36 X 500 = 1066,8 м.
Cлайд 16
русь В Сибири в стародавние времена употреблялась мера расстояния – бука. Это расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка.
Cлайд 17
Вывод. Первые единицы длины были не совсем точными и отличались у разных народов. Так возникла необходимость перейти к единой метрической системе.
Cлайд 18
Литература Г.И. Глейзер История математики в школе IV – VI классы. Просвещение, М – 2005. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин За страницами учебника математики. Просвещение, М – 2003. http://www.kinder.ru