В III тысячелетии до н.э. в долине реки Инд возникла древнейшая цивилизация. Сегодня археологи открыли древние города Мохенджо-Даро и Хараппу.
Cлайд 4
Улицы древних городов были вполне благоустроены.
Cлайд 5
А дома удобны.
Cлайд 6
Уже в то время было широко распространено искусство глиптики резьбы по камню. Чаще всего мастера вырезали печати с изображениями разных животных.
Cлайд 7
До сих пор вызывает восхищение бронзовая статуэтка танцовщицы, найденная в Мохенджо-Даро.
Cлайд 8
Во II тысячелетии до н.э. в долины Инда и Ганга пришли племена ариев. А в 321 году до н.э. здесь возникло первое объединенное государство – империя Маурьев.
Cлайд 9
Cлайд 10
При царе Ашоке государственной религией Индии становится буддизм. И почти сразу в стране начинается каменное строительство.
Cлайд 11
Именно в это время была создана колонна, на вершине которой мастер поместил львиные фигуры. И сегодня это завершение (капитель) является символом Индии.
Cлайд 12
Главной буддийской святыней становится ступа – холм, на вершине которого хранятся буддийские реликвии.
Cлайд 13
Все ступы строились по единому образцу, который повторял священный рисунок мандалу план устройства всего космоса.
Cлайд 14
И действительно, концентрические круги ступы обрамлялись невысокой оградой с четырьмя воротами, ориентированными строго по сторонам света.
Cлайд 15
Торана – ворота ступы особо почитались и украшались как выходы и входы мира.
Cлайд 16
Все резные изображения ворот ступы считались охранными и выполнялись мастерами очень тщательно.
Cлайд 17
Из Индии ступы вместе с буддизмом распространились по всей Юго-восточной Азии.
Cлайд 18
Cлайд 19
На острове Ява возник даже целый комплекс ступ - Боробудур.
Cлайд 20
Выстроенный на естественном холме, Боробудур полностью повторяет традиционную схему мира мандалу и олицетворяет великую гору богов Меру, располагающуюся, по преданию, в центре вселенной.
Cлайд 21
Паломник, обходя каждый из уровней горы, проходит мимо множества больших и малых ступ.
Cлайд 22
Во время обхода его сопровождает множество священных надписей, рельефов и фигур будд.
Cлайд 23
По долинам небольших рек высечены скальные храмы и монастыри.
Cлайд 24
На протяжении трех веков буддийские монахи высекали удивительные творения.
Cлайд 25
Части скального монастыря 1. Стамбха – мемориальная колонна; 2. Центральный зал храма; 3. Ритуальная ступа; 4. Обходная галерея вокруг ступы. 1 2 3 4 1 2
Cлайд 26
Аджанта. Высеченный в скале вход в храм.
Cлайд 27
Вход в 19-ю пещеру Аджанты.
Cлайд 28
Молельный зал и ступа в 26-й пещере Аджанты.
Cлайд 29
Стены многих скальных храмов покрыты росписями на сюжеты буддийских легенд.
Cлайд 30
Очень рано сложился скульптурный канон изображения Будды. Поза, определенные положения рук, ног и головы, даже положение пальцев рук были строго канонизированы.
Cлайд 31
Каноническими становятся и черты лица Будды. Будда изображался с миндалевидным овалом лица, с длинными мочками ушей (знак благородного происхождения), третьим глазом или драгоценностью во лбу (знак духовного видения), бугром на темени (знак мудрости).
Cлайд 32
Каноничны и позы Будды. Фигура Будды, сидящего в позе лотоса, встречается по всей Юго-восточной Азии.
Cлайд 33
Монахи любовно одевают будд в желтые монашеские одежды.
Cлайд 34
Фигуры сидящего Будды продолжают создаваться и в XX веке.
Cлайд 35
И в маленьких литых фигурках мастера пытаются передать совершенство форм Будды.
Cлайд 36
Другой канонической позой Будды стала «поза нирваны».
Cлайд 37
Часто мастера передают внутреннее совершенство Будды с помощью чистого цвета белого камня.
Cлайд 38
В разных странах Юго-восточной Азии черты лица Будды приобретают яркий национальный колорит.
Cлайд 39
При буддийских монастырях открыты школы, в которых монахи с детства учатся создавать священные изображения.