Страницы истории Внеклассное занятие для учащихся начальных классов по программе « Новгородика». Автор: Сахина В. А.
Cлайд 2
Цели и задачи 1. Дать учащимся первоначальное представление об археологии 2. Учить различать исторические источники 3. Познакомить учащихся с историей возникновения письма на Руси, развитием алфавита 4. Показать значение археологических исследований 5. Воспитывать интерес к истории и культуре родного народа, Великого Новгорода
Cлайд 3
«Храни свой город- храм, земля родная. Живи, свои печали утоля, России колыбель берестяная, Святая Новгородская земля». Игорь Таяновский.
Cлайд 4
Загадки прошлого История хранит много тайн и загадок. Узнать их можно, изучая исторические источники. Учёные выделяют две главные группы таких источников: вещественные письменные
Cлайд 5
Вещественные Вещественные источники- это предметы, которые люди сохранили или нашли в результате археологических раскопок. К ним относятся: орудия труда, украшения, посуда, клады( монеты), одежда, избы(усадьбы)… источники
Cлайд 6
Археология Изучением вещественных источников занимается наука археология. Слово произошло от двух греческих слов: археос - « древний» логос- «наука» Археология- это «наука о древностях», изучающая историю общества по вещественным( археологическим) источникам.
Cлайд 7
Археологи в Новгороде Археологические раскопки в Новгороде начались в 1932 году. За много лет обнаружено огромное количество находок. Это были изделия новгородских ремесленников, остатки древних строений, оружие, печати, монеты, украшения и многое другое.
Cлайд 8
Раскоп Глубокий раскоп на глухом пустыре- Рыхлят археологи почву, Не клады, не золото ищут в земле, А берестовую почту. Свидетельства древнего бытия Нежданно, внезапно открыли, Что не бояре одни да князья В той древности грамотны были. И, если б ученый не вынес на свет Их грамоты, свитые жёстко, Они бы, наверное, тысячу лет Лежали в земле Новгородской. (Василий Соколов).
Cлайд 9
Письменные К письменным источникам относятся: летописи жития... договоры письма грамоты источники
Cлайд 10
Летописи Летописи- это записи событий по годам ( летам). Записи делали самые грамотные люди того времени- монахи- летописцы. Они писали о битвах и походах, о строительстве городов, храмов, правлении князей, необыкновенных природных явлениях, пожарах и эпидемиях.
Cлайд 11
Новгородские Впервые на Руси начали записывать сведения о событиях прошлого примерно 1000 лет назад(в конце 10- начале 11 века). Новгород был одним из главных центров летописания на Руси. Летописи Новгорода создавались в монастырях и в Софийском соборе. летописи
Cлайд 12
Материал В древней Руси ещё не было бумаги. Люди использовали для записей кость, дерево, глину, бытовые предметы, пергамент и бересту. Пергамент- особо выделанная телячья кожа. для письма
Cлайд 13
Береста Береста( или берёста)- это кора берёзы. Бытовые записи делались на бересте. Её вымачивали, обрезали и процарапывали буквы острой палочкой. Берёза- символ русской земли. Из бересты в старину изготавливали: обувь, посуду, корзины, украшения, игрушки
Cлайд 14
Важная находка Настоящей сенсацией в Новгороде стала находка первой берестяной грамоты 26 июля 1951 года. Грамоту нашла молодая сотрудница археологической экспедиции Нина Фёдоровна Акулова. Это был плотный и грязный свиток бересты, покрытый чёткими буквами.Буквы были процарапаны заострённой палочкой ( из кости, дерева, металла)- писалом. Сейчас найдено более 1000 берестяных грамот.
Cлайд 15
Берестяная почта Ценная находка доказала, что новгородцы были грамотны. До нас дошли их имена: Гордий, Митюня, Кулотка, Гюрька, Сновид, Гостята, Остромир, Радигост … В грамотах были письма друг другу, хозяйственные распоряжения, политические донесения, записи судебных дел, бытовые просьбы, жалобы, рецепты, заказы художникам на изготовление икон, заговоры и молитвы.
Cлайд 16
Кириллица Все записи на берестяных грамотах делались на старославянском языке. Одна из первых славянских азбук- кириллица. Она создана братьями Кириллом и Мефодием на основе алфавита древних мореплавателей- финикийцев.
Cлайд 17
«Аз» да «буки»» ля каждой буквы в древнем алфавите было придумано своё название-символ. А Б В Г Д Е аз буки веди глаголь добро есть Соединив эти буквы, прочитаем: « Я буквы знаю, говори добро есть». «Аз» да «Буки»- получится АЗБУКА. В старину говорили: «Аз» да « Буки»- вот и все науки.
Cлайд 18
Как учили детей В Древнем Новгороде грамоту знали и взрослые, и дети. Во время раскопок найдены: церы- деревянные дощечки с углублением для воска; писала- палочки с острым концом для письма и лопаточкой для исправления ошибок. Это были первые «тетради» маленьких новгородцев.
Cлайд 19
Грамота Онфима Среди многих находок был кусочек бересты, на котором процарапаны буквы и рисунки. Он был подписан « Онфиме». Учёные предположили, что автору было около 6- 7 лет. Мальчик изобразил всадника на лошади, поражающего копьём врага. Так он представлял себя.
Cлайд 20
Проверь себя 1. Какие виды исторических источников существуют? Вещественные письменные 2. Как называется наука о древностях? археология 3. Древние записи событий по годам- это летописи 4. Как называется материал для письма из коры дерева? береста 5. Кто авторы первой славянской азбуки? Кирилл и Мефодий
Cлайд 21
Перелистали мы, друзья, Истории страницы. Нам забывать о них нельзя: Всё в жизни пригодится!
Cлайд 22
Об авторе Сахина Вера Алексеевна, учитель начальных классов М О У «Средняя общеобразовательная школа № 31» Великого Новгорода.