План работы Духовное состояние общества. Городская и сельская жизнь. Серебряный век в литературе. Живопись. Архитектура. Театр. Кино. Балет.
Cлайд 3
1. Духовное состояние общества Стандартизация порождает растерянность Переосмысление проблем человечества Нарушение гармонии между природой и обществом
Cлайд 4
В истории русской культуры конец XIX - начало XX в. получил название серебряного века русской культуры, который начинается “Миром искусства” и заканчивается символизмом. 1. Россия дала миру творческие шедевры в самых различных областях - живописи, литературе, музыке, архитектуре, науке, общественной мысли, философии 2. Однако существовал разрыв между неграмотными народными массами и культурной элитой.
Cлайд 5
Особенности: 1. Искусство серебряного века стремится быть только искусством (Искусство золотого века активно вторгалось в общественную жизнь и политику). 2. Восприятие мира становится более свободным (Личность художника становиться более раскрепощенной, ощущение замкнутости мира начинает ослабевать). 3. Новый тип культуры формируется на основе критицизма: духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта и новых идей. 4. Характерной чертой новой культуры является космологизм — элемент и новой картины мира, и нового ее осмысления. 5. Пессимистические настроения возникают в переходные периоды, крепнет чувство наступления конца мира.
Cлайд 6
2. Городская и сельская жизнь. Автобус на Сенатской площади. 1912 Конка на Большом Каменном мосту. 1900-е годы Изменение облика городов: Благоустройство городов (асфальтированные улицы, электрическое освещение). Появление доходных домов (многоквартирных для сдачи жилья в наем). Каменные здания вытесняют деревянные. Здания оснащаются водопроводом, канализацией. Появление общественного транспорта.
Cлайд 7
Изменения в жизни села: Строительство 2-, 3- комнатных изб. Исчез обычай держать в жилом помещении зимой мелкий домашний скот. Использование фабричной посуды. «Железные крыши» вытесняют крыши, покрытые тесом, дранкой. Стены украшают семейными фотографиями, зеркалами.
Cлайд 8
3. Серебряный век в литературе Литературные течения серебряного века символизм имажинизм акмеизм футуризм
Cлайд 9
Символисты (Французское symbolisme от греческого symbolon — знак, символ). З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, А. А. Блок, С..Соловьёв, К.Бальмонт, В.Иванов, И.Ф.Анненский К.Бальмонт А.Блок А.Белый
Cлайд 10
Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами — Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий — Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Соловьёв «Милый друг»
Cлайд 11
Акмеисты(От греческого akme` — остриё, высшая степень чего-либо, цветущая сила). Н. С. Гумилёв (1886 – 1921) А. А. Ахматова (18889 – 1966) О. Э. Мандельштам (1891 – 1938) Г. В. Иванов (1894 – 1958) В. И. Нарбут (1888 – 1938) О.Мандельштам А.Ахматова
Cлайд 12
Футуристы (От латинского futurum — будущее). В. Хлебников В. В. Маяковский Д. Д. Бурлюк И. Северянин В первом манифесте «Пощечина общественному вкусу» прозвучал призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности».
Cлайд 13
Имажинисты [от французского image — образ] С. А. Есенин А. Б. Мариенгоф В. Г. Шершеневич «Изба старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины» (С. Есенин) «Черпаками строк не выкачать Выгребную яму моей души» (Шершеневич).
Cлайд 14
Мир искусства — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 г. членами группы. Основателями «Мира искусств» стали художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. 3. Живопись. Архитектура
Cлайд 15
Л.Бакст «Древний ужас» «Эскиз балетного костюма к балету Жар Птица»
Cлайд 16
Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. Корабли времен Петра I. Лансере Евгений Евгеньевич
Cлайд 17
Бенуа Альберт Николаевич Роща
Cлайд 18
Демон сидящий Море Врубель Михаил Александрович
Cлайд 19
«Бубновый валет» - Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и реализма XIX века. Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П.Сезанна, а также возврат к приёмам русского лубка и народной игрушки первоначально такое название получила выставка художников (декабрь 1910 — январь 1911), впоследствии вошедших в одноимённое творческое объединение
Cлайд 20
Кончаловский Петр Петрович Сухие краски Сирень
Cлайд 21
Женщина с гитарой А. Лентулов Сельский домик
Cлайд 22
Щусев А.В. Здание Казанского вокзала в Москве Шехтель Ф.О. Особняк З. Г. Морозовой (1898) Начало XX века характеризуется творческим оживлением в архитектуре, появляются различные течения, активизируется творческая борьба между ними. В противовес безжизненному академическому псевдорусскому эклектизму возникла живая струя романтизма XX века. В начале XX века в русскую архитектуру проникает с Запада влияние стиля модерн (графичность, декоративность, погоня за асимметрией). В своем чистом виде этот стиль выражает новаторские тенденции западной архитектуры, вызванные появлением новых материалов, новой техники железобетона. Архитектура
Cлайд 23
Первые киносъемки и киносеансы в России прошли уже в 1896 г. Кино развивается первые годы как документальное и постановочное, с игровыми моментами - от видовых сюжетов, феерий до примитивных комедий. Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного»). Киноискусство
Cлайд 24
Антон Павлович Чехов читает «Чайку» артистам театра. 1899 г. Здание Московского Художественного театра в Камергерском переулке, 1900 г. Театр
Cлайд 25
К.С.Станиславский А.Чудинова в роли Екатерины I
Cлайд 26
Портрет Дягилева работы Валентина Серова Матильда Адамовна Кржезинская К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера М. И. Петипа.
Cлайд 27
И. Стравинский (1882-1971) "Петрушка" А.Павлова. Умирающий лебедь В то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник.
Cлайд 28
Проверим? Что объединяет эти ряды? 1. З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок. 2. А.Горский, А.Павлова, М.Кржезинская. 3. Щусев А., Шехтель Ф., Н.Лазарев.
Cлайд 29
Проверим? 1. Назовите основные литературные течения серебряного века. 2. Перечислите творческие сообщества, объединившие художников рубежа XIX-XX века.
Cлайд 30
Проверим? С чем связано название истории русской культуры конца XIX - начала XX в. -серебряный век?