Культура стран халифата Фатеева Т.А., учитель истории МБОУГ №20 г. Тулы
Cлайд 2
Арабские завоевания неизбежно сопровождались гибелью произведений искусства. Однако арабы сумели усвоить многие знания и традиции покоренных народов, связать их воедино и развить на основе Корана и арабского языка
Cлайд 3
Мусульмане считают, что Коран поощряет развитие науки и научного знания, призывает людей задуматься о природных явлениях и изучать их. Мусульмане считают научную деятельность актом религиозного порядка, обязанностью мусульманской общины. В исламе наука и окружающий мир неразрывно связаны. Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы были частными.
Cлайд 4
При наиболее известных мечетях были открыты высшие мусульманские школы – медресе (в переводе с арабского – «место, где изучают») . Первые медресе возникли в X в. в Средней Азии и Иране, а затем распространились по всему мусульманскому миру. Часто были не только духовными, но и культурными, научными центрами. Медресе Шердор. Самарканд Медресе Мустансирия. Внутренний двор. 1233 г. Багдад, Ирак
Cлайд 5
Исторические условия развития культуры стран Арабского халифата
Cлайд 6
Развитие получили те отрасли знаний, которые были связаны с практическими потребностями ремесла и торговли: география, математика, астрономия, а также медицина, литература, архитектура
Cлайд 7
Развитие географических знаний Арабские географы были первыми в области знания путей, дорог и маршрутов. Книга «Города и страны» историка-географа аль-Якуби является одним из первых сочинений о географии. Он совершил длительные путешествия в Армению, Иран, Индию, Египет и в европейские страны.
Cлайд 8
Особое место в развитии географии занимает арабский путешественник Ибн Фадлан. Его путешествие в 309 г. до сих пор изучается европейскими исследователями. Арабская карта мира «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Арабская пословица
Cлайд 9
Арабское судно. Миниатюра Хlll в. Арабская астролябия. Хl в. Арабские корабли были надежны, а карты и навигационные приборы отличались точностью. Они изъездили мир от Атлантики до Тихого океана, и от Африки до Руси.
Cлайд 10
Астрономия На территории арабского халифата существовало много обсерваторий: в Дамаске, Самарканде, Каире, Фесе, Толедо, Кордове и других городах. Сборник наблюдений, составленный в обсерваториях Багдада и Дамаска, был включён в трактат, называемый «Проверенные таблицы». Их наблюдения за днями равноденствия с достаточной точностью позволили зафиксировать длину года.
Cлайд 11
Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить размеры земного шара, описали положение видимых звезд на небе. Ученый Аль-Бируни высказал гениальную догадку, что Земля движется вокруг Солнца. Иллюстрация из книги Аль-Бируни. Показаны разные фазы Луны
Cлайд 12
Математика Аль-Хорезми впервые представил алгебру как самостоятельную науку об общих методах решения числовых линейных и квадратных уравнений, дал классификацию этих уравнений. Аль-Хорезми разработал подробные тригонометрические таблицы, содержащие функции синуса. До XVI века переводы его книг по арифметике использовались в европейских университетах как основные учебники по математике. Памятник аль-Хорезми. Тегеран. Иран
Cлайд 13
Медицина Ибн Сина (~ 980–1037) Философ, врач Ибн Сина (лат. Авиценна) — среднеазиатский философ, врач, естествоиспытатель и поэт. Его основные труды — философская энциклопедия «Книга исцеления» и труд по медицине «Медицинский канон» — получили широкое распространение на Востоке, были переведены на латинский язык и пользовались большой популярностью на Западе.
Cлайд 14
Копия рукописи «Канон врачебной науки» Ибн Сины 1030 года Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Они же портят воду, передают болезнь. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний.
Cлайд 15
Могила Авиценны в Хамадане, Иран Научное наследие Ибн Сины охватывает различные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку и т.д. Точное количество принадлежащих ему трудов не установлено: приписывается до 456.
Cлайд 16
Литература Первым памятником арабской письменности был Коран, в котором собраны религиозные проповеди Мухаммеда, рассказы на библейские сюжеты, назидательные речи и законоположения исламской общины и государства. Влияние Корана ощущается во всей последующей арабской литературе. Страница из Корана
Cлайд 17
Наиболее известным памятником арабской литературы является сборник «Тысяча и одна ночь». В сборнике сказок «Тысяча и одна ночь» выделяется несколько частей: волшебные сказки индийского или персидского происхождения; 2) истории, связанные с Багдадом, халифом Харуном аль-Рашидом и его визирем Джафаром; 3) «городские» сказки. В собрание также вошли повествования, которые возникли и стали известны как отдельные произведения, в их числе сказка о приключениях Синдбада Морехода, история о мудром Хайкаре, повесть о рыцаре аль-Нумане и т. д.
Cлайд 18
В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых. При Харуне ар-Рашиде в Багдаде был основан «Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. В Багдад изо всех областей халифата были собраны выдающиеся учёные. «Книги – сады для ученых» Арабская мудрость
Cлайд 19
«Красота человека в красоте его письма» Арабская мудрость Каллиграфия – искусство красивого написания букв и слов. В искусстве орнамента арабы достигли таких высот, что он получил название «арабеска». Калам – тростниковое перо для письма
Cлайд 20
Фирдоуси Персидский эпический поэт X–XI вв., автор великой эпической поэмы «Шах-наме». В поэме повествуется о сотворении мира, становлении и развитии человеческого общества на Земле, о борьбе добра и зла. Фирдоуси читает "Шах-Намэ" Махмуду Газневи Картина В. Суренянца, 1913 год 940-1020
Cлайд 21
Омар Хайям Сын ремесленника-портного, сумевший стать «царем философов Запада и Востока». В Исфахане он возглавлял «Дом мудрости» – обсерваторию, в которой долгие годы наблюдал звездное неба. Создал очень точный солнечный календарь и вывел математические формулы, открытые в Европе только 500 лет спустя. 1048-1131
Cлайд 22
«То, что Бог нам однажды отмерил друзья, Увеличить нельзя и уменьшить нельзя. Постараемся с толком истратить наличность, На чужое не зарясь, взаймы не прося» "От земной глубины до далеких планет Мирозданья загадкам нашел я ответ. Все узлы развязал, все оковы разрушил, Узел смерти одной не распутал я, нет!»
Cлайд 23
Архитектура Мечеть Омейядов в Дамаске В Средние века мусульмане считали ее одним из чудес света. Построена на месте древнеримского храма Юпитера.
Cлайд 24
После взятия Иерусалима арабами по приказу халифа Омара на Храмовой горе, которая в древности почиталась как центр мира, была построена мечеть «Купол Скалы»
Cлайд 25
Альгамбра – жемчужина мавританского зодчества. Гранада. Испания. Построена в XIII-XIV вв. Массивные стены крепости, её башни и ворота с бастионами, ловушками и потайными входами скрывают и защищают «сокровище» – дворец, одновременно роскошный и удобный для жизни.
Cлайд 26
В переводе с арабского “Альгамбра” значит “красная” – возможно произошло оно от цвета кирпичей, из которых выложена стена замка, но есть и более интересная версия происхождения названия мавританского архитектурного комплекса – арабские историки считают, что строительство велось ночью, при свете факелов, и такая подсветка придавала стенам красноватый оттенок — отсюда якобы и произошло название “Альгамбра”
Cлайд 27
Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд. Начало XV века Мавзолей азиатского завоевателя Тамерлана в Самарканде Гур-Эмир был построен в 1404 г. Мозаика, собранная из светло- и темноголубых глазурированных кирпичей, украшает стены и барабан, геометрический мозаичный орнамент ярко сверкает на солнце.
Cлайд 28
Значение культуры стран Арабского халифата
Cлайд 29
Использованные ресурсы Е.В.Агибалова, Г.М.Донской Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. – М., Просвещение 2012 г. CD История Средних веков 6 класс. 1С: Образование 4.Дом – 000 «1С-Паблишинг», 2009 ЗАО «1С», Москва Электронное приложение к учебнику «История. Средние века. 6 класс» В.А.Ведюшкин, В.И.Уколова http://islam-today.ru/images/small/5624.jpg http://www.namaste.org.ua/images/photoalbum/album_22/church_88_t2.jpg http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%EE%EC_%CC%F3%E4%F0%EE%F1%F2%E8 http://gallerynikole.bestpersons.ru/feed/post31721027/ http://commons.wikimedia.org/wiki/File:IbnSinaCanon3.jpg?uselang=ru http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E1%ED_%D1%E8%ED%E0 http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD+%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%B0%D1%82%D0%B0 http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Statue_of_Ferdowsi_in_Rome_%28detail%29.JPG?uselang=ru http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EC%E0%F0_%D5%E0%E9%FF%EC http://open.az/uploads/posts/2012-08/1343967819_1343942453_img_6840.jpg http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1065453