Греция – страна гористая. И потому крепости и святилища часто строили на высоких скалах.
Cлайд 3
Часть города, стоящую на высокой скале, называли акрополем от греческого akros – «верхний» и polis – «город».
Cлайд 4
После разрушения персами Афин во время греко-персидских войн на месте старой городской крепости решено было создать новый большой храмовый комплекс. Тогдашний правитель Афин Перикл привлек к созданию Акрополя лучших греческих художников. А во главе строительства поставил знаменитого скульптора Фидия.
Cлайд 5
Немного сегодня осталось от древних сооружений Афинского акрополя.
Cлайд 6
В древности акрополь мог быть таким.
Cлайд 7
Во время большого афинского праздника «Великие панафинеи» все население города поднималось на акрополь. Их встречал храм Ники Аптерос – воздвигнутый в честь победы над персами.
Cлайд 8
В этом изящном ионическом храме находилась статуя Нике – Богини Победы, у которой афиняне отбили крылья, чтобы она никогда не улетала от них.
Cлайд 9
Мимо храма Ники процессия поднималась по ступеням Пропилей – торжественной колоннады.
Cлайд 10
За Пропилеями взорам открывалась гигантская бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), созданной Фидием. Ее копье было самой высокой точкой Афин.
Cлайд 11
Сама статуя не сохранилась. До нас дошли лишь небольшой рельеф с Афиной работы Фидия и римская копия его бронзовой статуи.
Cлайд 12
«Жемчужиной акрополя» называют небольшой храм Эрехтейон. Он посвящен Афине и Посейдону, которые мифические времена спорили за главенство над городом.
Cлайд 13
Удивительно асимметричный храм с разных сторон производит разное впечатление.
Cлайд 14
С востока видна стройная ионическая колоннада.
Cлайд 15
С запада храм выглядит как множество разнородных построек.
Cлайд 16
С юга – сплошная стена из больших камней.
Cлайд 17
Юго-западный угол украшает портик кариатид.
Cлайд 18
Карийские девы уже полтора тысячелетия смотрят на Афины.
Cлайд 19
Ритуальным и композиционным центром Афинского акрополя является храм Афины Парфенос (Парфенон).
Cлайд 20
Этот классический периптер дорического ордера стал образцом для множества подражаний.
Cлайд 21
Расстояние между колоннами Парфенона точно вымерены архитекторами Иктином и Калликратом. Словно шеренга афинских граждан выстроилась вокруг Парфенона.
Cлайд 22
Шествие на Великие Панафинеи повторено и на мраморном фризе Парфенона. Статичность фигур подчеркивают многочисленные складки одежды.
Cлайд 23
Наоборот, в конных фризах мастерам удалось добиться динамичности фигур лошадей и всадников. Подумайте, что придает динамику этим фигурам.
Cлайд 24
Даже метопы Парфенона сохранили фрагменты рельефов.
Cлайд 25
Однако наиболее интересны скульптурные группы с фронтонов Парфенона. Они очень умело помещены в треугольное обрамление фронтона.
Cлайд 26
В центре Парфенона, в святилище, помещалась огромная статуя Афины Парфенос.
Cлайд 27
Большая хризоэлефантинная статуя работы Фидия до нас не дошла. Сохранилась лишь маленькая римская мраморная статуэтка, которую считают уменьшенной копией знаменитой статуи.
Cлайд 28
Празднование Великих Панафиней завершалось спектаклями в театре Диониса у подножия Акрополя.