Иван Петрович Павлов - ЧЕЛОВЕК и ГРАЖДАНИН Работа ученика 8 класса А МБОУ «Средняя школа № 53» г. Рязани Марушина Андрея
Cлайд 2
Как учёного, первого русского лауреата Нобелевской премии, Ивана Петровича Павлова, чтут и помнят на всех материках и во многих странах. Но его ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ, отношению к происходящему всегда уделялось меньше внимания.
Cлайд 3
Основная цель данной работы: выяснить, чем жил, сторонником и противником чего являлся ЧЕЛОВЕК и ГРАЖДАНИН – И.П.Павлов.
Cлайд 4
«…счастье человека – где-то между свободой и дисциплиной. Одна свобода без строгой дисциплины и правила без чувства свободы не могут создать полноценную человеческую личность, нужна какая-то середина…» Всемирно известный учёный умел яростно сражаться против насилия, в защиту жизни, чести и достоинства человека, свободы и независимости научного исследования. «Умер единственно свободный человек России» - так писала одна из американских газет в феврале 1936 года. Во всех его выступлениях проходит основная мысль:
Cлайд 5
И.П.Павлов считал главным для человека развитие рефлекса цели. В ряде статей учёный непосредственно касается проблем воспитания, формирования социально полезных рефлексов цели, свободы: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение для каждого из нас. Отрицательные черты русского характера: леность, непредприимчивость, равнодушие или даже неряшливое отношение ко всякой жизненной работе – это не наши коренные черты, это проклятие, наследие крепостного права.»
Cлайд 6
Личность – главная сила в истории В беседе с Горьким Павлов выразил беспокойство по поводу того, что в Советском Союзе много говорится о фабриках, пятилетках, а люди всегда остаются на втором плане: «Я держусь того, что миром двигают люди, смелые, способные люди, с большой волей. Обычно это яркие индивидуальности. Но если вы им начнёте мешать, начнёте их подгонять под середняков, что же останется? Вы только им повредите…Если человек силён и талантлив, он пробьётся всегда и везде. Только не мешайте ему… Людей, людей не забывайте, вот и я о чём волнуюсь!»
Cлайд 7
Смысл и назначение науки Иван Петрович Павлов видел в служении Родине, людям, всему человечеству. В октябре 1934 года, предвидя приближение второй мировой войны, И.П.Павлов писал Нильсу Бору: «Сейчас наука является противоречивой, работая одновременно для счастья человечества и для его гибели. Будет ли этот вопиющий контраст когда-нибудь разрешён? Уничтожит ли когда-нибудь наука этот позор для человеческой мысли?»
Cлайд 8
Убеждённый сторонник мира Невозможно не вспомнить страстную речь И.П.Павлова в защиту мира на XV Международном конгрессе физиологов в 1935 году.
Cлайд 9
«…Я могу понимать величие освободительной войны. Однако нельзя вместе с тем отрицать, что война по существу есть звериный способ решения жизненных трудностей, способ, недостойный человеческого ума с его неизмеримыми ресурсами... И я счастлив, что правительство моей Родины, борясь за мир, впервые в истории провозгласило: «Ни пяди чужой земли», и мы, конечно, в особенности должны сочувствовать и способствовать этому».
Cлайд 10
Свой патриотический долг в годы войны выполнили ученики И.П.Павлова: Л.А.Орбели, Э.А.Асратян, П.К.Анохин, Е.М.Крепс, М.К.Петрова и другие. Они стремились нести свои знания в госпитали, больницы, эвакопункты, чтобы своими теоретическими представлениями, своим лабораторным опытом укрепить практическую работу.
Cлайд 11
До конца своих дней Павлов оставался убеждённым сторонником мира, всю свою жизнь призывал поменять науку истреблять людей на науку сохранять людей. К сожалению, голос учёного не был услышан.
Cлайд 12
Давайте слушать Павлова: может, его пророческие мысли помогут нам сейчас!