Московское государство в конце XV – начале XVI века.
Cлайд 2
Возвышение великокняжеской власти 1472 г. – женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Заимствование византийского герба с двуглавым орлом.
Cлайд 3
1462-1505 гг. – правление Ивана III Принял новый титул – государь всея Руси. Провозгласил себя самодержцем. На торжественных приемах стал появляться со скипетром и державой – символами верховного правления. Голову венчала великокняжеская корона – шапка Мономаха.
Cлайд 4
Органы управления государством Великий князь Боярская дума – совещательный орган 10-12 бояр 5-6 окольничих Общегосударственные ведомства Дворец (дворецкий) Казна (казначей)
Cлайд 5
Дворецкий Ведал дворцовыми землями великого князя. Рассматривал земельные споры. Вершил суд. Казначей Контролировал взимание налогов и таможенных сборов (пошлин). Хранил государственную печать, государственный архив. Занимался вопросами внешней политики.
Cлайд 6
Волости Станы Волостели Собирали налоги Следили за исполнением княжеских указов Чинили суд и расправу Уезды Территория страны Местничество Люди назначались на все должности в зависимости от знатности рода и от того, какие должности занимали их предки Кормление Содержание должностных лиц за счёт местного населения
Cлайд 7
Преобразования в войске Увеличение численности войска. Предоставление поместий служилым людям. Поместье – земля, которую дворяне получали за службу. Помещик – владелец поместья. Создание единой военной организации – московского войска из помещиков.
Cлайд 8
Землевладение на Руси в XV веке Дворцовые земли – земли великого князя Церковные и монастырские земли Поместья – земли, предоставляемые за службу Государственные земли Вотчины – земли, передаваемые по наследству
Cлайд 9
Вторая половина XV века – окончательно утвердилось пашенное земледелие с трехпольным севооборотом 1 год Яровые Озимые Пар 2 год Пар Яровые Озимые 3 год Озимые Пар Яровые
Cлайд 10
Распространение трехполья: Озимой культурой стала рожь. Яровой культурой стал овес. Сократились посевы пшеницы, ячменя и проса. Широкое распространение получила гречиха. На смену сохе приходит плуг.
Cлайд 11
1497 год – Судебник Ивана III – первый свод законов единого государства Установлен единый срок перехода крестьян: неделя до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделя после. Уходя от помещиков, крестьяне должны были заплатить ему пожилое – плату за проживание на земле (1 рубль с человека). Введение Юрьева дня – первое ограничение крестьянской свободы
Cлайд 12
Крестьяне Владельческие – крестьяне, проживавшие на землях помещиков и вотчинников Черносошные – крестьяне, проживавшие на государственных землях Дворцовые – крестьяне, проживавшие на землях великого князя Казаки – («вольные люди») беглые крестьяне, жившие на окраинах страны, занимавшиеся земледелием и охраной границ
Cлайд 13
Церковь и государство в конце XV – начале XVI века
Cлайд 14
1448 год – собор (собрание) русского православного духовенства избрал митрополитом рязанского епископа иону. 50-е гг. XV века – русская церковь приобрела полную самостоятельность от греческой. Авторитет церкви вырос. В выборе митрополитов великие князья играли активную роль
Cлайд 15
Монастыри Скромные монастыри в виде скитов (Соловецкий монастырь) Богатые монастыри (Троице-Сергиев, Иосифо-Волоцкий монастыри)
Cлайд 16
XIV-XVI вв. – время острых религиозных споров на Руси. Появление ересей. XIV век – ересь стригольников. 70-е гг. XV века – ересь «жидовствующих» 1490 год – Церковный собор осудил ереси. Началось жестокое преследование еретиков на Руси.
Cлайд 17
XV век – споры о церковном землевладении Нестяжатели – выступали против монастырского землевладения и за сильную великокняжескую власть. Нил Сорский. Иосифляне – защищали монастырские владения, власть главы церкви считали выше великокняжеской (потом признали первенство князя) Иосиф Волоцкий.
Cлайд 18
Разработка теории «Москва – Третий Рим». 1490 год – митрополит Зосима сравнил Ивана III с римским императором Константином, а Москву с Константинополем. В начале XVI века монах Филофей назвал Москву Третьим Римом, а «четвертому Риму не бывать».
Cлайд 19
Русская православная церковь, избавившись от византийской зависимости, значительно повысила свой авторитет как духовного центра русского государства. Однако она постепенно начинает попадать в зависимость от великокняжеской власти.