Общественно-политическое развитие России в 1894 – 1904 гг.
Cлайд 2
Николай II Годы правления 1894 – 1917. 14 мая 1895 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась коронация Николая II. 18 мая, в субботу, назначено было народное гулянье на Ходынском поле, закончившееся трагедией. В обществе существовали надежды на продолжение реформ, начатых Александром II. В первой публичной речи 17 января 1895 года Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно, как «незабвенный покойный родитель» (Александр III).
Cлайд 3
Противоречия в правительстве С.Ю.Витте (министр финансов) считал первоочередными реформы в промышленности и финансах, чтобы получить средства для подъема сельского хозяйства и вытеснения дворянства, затем реформировать политический строй. В.К.Плеве (министр внутренних дел) утверждал, что реформы в России должны идти постепенно, так как у России путь развития свой, который не повторяет путь западных стран.
Cлайд 4
Нарастание недовольства в обществе
Cлайд 5
«Зубатовский социализм» Зубатов Сергей Васильевич, начальник Московского охранного отделения, предложил разрешить рабочим создавать организации под контролем власти, выслушивать их требования, обещать помощь государства. Оказание помощи рабочим не производилось, члены зубатовских организаций принимали участие в рабочих забастовках. Зубатов отправлен в отставку. По решению В. К. Плеве расширена сеть охранных отделений, тайных агентов, цель которых – раскрытие и уничтожение революционных организаций. В.К.Плеве убит в 1904г.
Cлайд 6
Создание РСДРП В 1898 г. в Минске состоялся I съезд 9-ти представителей от разных социал-демократических организаций. На съезде объявлено о создании РСДРП. В 1903 г. в Брюсселе и Лондоне состоялся II съезд, на котором приняти устав и программа партии социал-демократов. 1903 год – создание РСДРП. На II съезде РСДРП.
Cлайд 7
Программа- минимум Программа максимум Программа РСДРП Задачи буржуазно-демократической революции (1-й этап): Свержение самодержавия и установление демократической республики; Всеобщее избирательное право и демократические свободы; Широкое местное самоуправление; Право наций на самоопределение; Решение крестьянского и рабочего вопросов. Задачи пролетарской революции ( 2-й этап): Установление диктатуры пролетариата; Переход к социализму. Уничтожение частной собственности на средства производства; Уничтожение классового деления (всеобщее равенство); Подавление сопротивления эксплуататоров.
Cлайд 8
Большевики и меньшевики Владимир Ильич Ульянов (1870-1924) В. И. Ульянов (Ленин) на II съезде РСДРП возглавил радикально настроенное крыло социалистов, за них во время выборов в руководящие органы проголосовало большинство участников съезда. За сторонниками Ленина закрепилось название «большевики». Реформаторское течение возглавил Л. Мартов. Его сторонники, получившие меньшее количество голосов – «меньшевики».
Cлайд 9
Партия социалистов-революционеров (СР –эсеры) Виктор Михайлович Чернов Отдельные группы появились в 90-е годы, называвшие себя продолжателями «Народной воли». В 1902 г. лидеры групп приняли решение объединиться. Первый съезд состоялся в декабре 1905-январе 1906г. Лидером партии стал В. М. Чернов. Основные задачи партии эсеров: Подготовка народа к революции (крестьянство, рабочие, интеллигенция) с помощью пропаганды и террора. Свержение самодержавия и установление народовластия. Создание федеративного государства. Передача земли в собственность народа на уравнительных началах (социализация земли).
Cлайд 10
Либеральные организации Павел Николаевич Милюков Либерально настроенная часть дворянства, буржуазии, интеллигенции также формулировала требования к самодержавию. Эти требования отражали их представления о необходимых преобразованиях через реформы: Ограничение самодержавия через постоянно действующий орган власти, созданный из представителей всех равных слоев народа. Это учреждение должно контролировать законодательство, бюджет. Политические права и свободы. Расширение прав местного самоуправления. Чем различались позиции революционных и либеральных сил?
Cлайд 11
Д/з § 3, даты, термины. Задания 1, 2, 3 в рабочей тетради (стр.10-11) – на оценку.