Варлам Шаламов 1907 -1982 Всем, кто клеймен был статьею полсотни восьмою, кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем, кто по суду, без суда, совещаньем особым был обречен на тюремную робу до гроба, кто был судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями им наши слезы и скорбь, наша вечная память! (Т.Руслов)
Cлайд 2
"Никакой Чингиз-хан не уничтожил столько мужика, сколько славные наши Органы, ведомые Партией". (А.И.Солженицын) Безусловно, все это не могло коснуться и литературного процесса.
Cлайд 3
«Репрессии» в литературе Задохнулся от отсутствия воздуха свободы Александр Блок в 1921 году. Расстреляны: Николай Гумилев в 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре, Борис Пильняк в апреле 1938 года, Николай Клюев и Сергей Клычков в октябре 1937 года, Исаак Бабель в январе 1940 года. Погиб в лагере в 1938 году Осип Мандельштам. Покончили самоубийством, не выдержав поединка с тоталитарным режимом, Сергей Есенин в 1925 году, Владимир Маяковский в 1930 году, Марина Цветаева в 1941 году. Умерли в изгнании Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Игорь Северянин, Вячеслав Иванов, Константин Бальмонт, Иосиф Бродский, Александр Галич.
Cлайд 4
Подверглись гонениям Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Борис Пастернак. Прошли ГУЛАГ Александр Солженицын, Анатолий Жигулин, Николай Заболоцкий, Ярослав Смеляков, Иосиф Бродский. В Доме литераторов в Москве висит мемориальная доска в память о тех писателях, кто погиб на войне - 70 человек. Предложили повесить такую же доску с именами репрессированных, но потом поняли: места не хватит. Все стены будут исписаны.
Cлайд 5
Целых 17 лет провел Шаламов в колымских лагерях. В 1937 году последовал первый арест по модной тогда 58 статье. Пять лет Колымских лагерей растянулись на пятнадцать, так как в 1943 году добавили ещё 10 лет за антисоветскую агитацию: он назвал Бунина русским классиком. (Если бы не было этого повода, был бы другой). Но он выжил, чтобы рассказать. Настоящую правду принёс Шаламов в своих коротких рассказах.
Cлайд 6
В судьбе Шаламова столкнулись два начала: с одной стороны - его характер, убеждения, с другой - давление времени, государства, стремившегося уничтожить этого человека. Его талант, его страстная жажда справедливости, бесстрашие, готовность делом доказать слово - все это было не только не востребовано временем, но и стало слишком опасным для него.
Cлайд 7
Умер Варлам Шаламов 17 января 1982 года, потерявший слух и зрение, совершенно беззащитный в Доме инвалидов Литфонда, до конца испивший чашу непризнания при жизни. "Колымские рассказы" - главный труд писателя. 20 лет отдал он на их создание. Читатель узнал 137 рассказов, собранных в 5 сборниках: "Колымские рассказы" "Левый берег" "Артист лопаты" "Воскрешение лиственницы" "Перчатка, или КР-2"
Cлайд 8
«Заклинатель змей» Почему же рассказ так называется? Кого можно считать заклинателем змей? Почему Платонов согласился все-таки рассказывать романы? Можно ли его осуждать? Согласие Платонова "тискать романы" - это проявление силы или слабости? Почему у Платонова развилась сердечная болезнь? Каково авторское отношение к такому способу улучшить свое положение? Как изображен Сенечка? Что он собой олицетворяет?
Cлайд 9
"Последний бой майора Пугачева". О чем повествует этот рассказ? Почему в начале рассказа автор сравнивает аресты 1930-х и 1940-х годов? Чем отличались бывшие фронтовики от других заключенных? Расскажите о судьбе майора Пугачева. Какова судьба его товарищей? Как повлиял на них опыт войны? Как вели себя заключенные во время побега? Почему в госпитале не было раненных заключенных? Зачем лечили Солдатова? Почему рассказ завершается гибелью Пугачева? Какое чувство остается после прочтения рассказа? Как проявляется авторское отношение к героям? Почему Шаламов, утверждавший, что удачных побегов на Колыме быть не может, прославил майора Пугачева? В чем же подвиг майора Пугачева?
Cлайд 10
Тайна "Колымских рассказов" в том, что при всем отрицательном автор сумел показать, что люди остаются людьми даже в нечеловеческих условиях. Есть способ бороться с этой системой: не принимать ее правил, побеждать ее силой искусства и гармонии. Особенности "новой прозы" Шаламова: документальность, лаконизм повествования, наличие детали- символа.
Cлайд 11
Условия труда “Летом воздух был слишком тяжёл для сердечников, зимой невыносим. В большие морозы люди прерывисто дышали. Никто здесь не бегал бегом, разве только самые молодые, и то не бегом, а как-то вприпрыжку. Тучи комаров облепляли лицо – без сетки было нельзя сделать шага. А на работе сетка, душила, мешала дышать. Поднять же её было нельзя из-за комаров. Работали тогда по шестнадцать часов, и нормы были рассчитаны на шестнадцать часов. Если считать, что подъём, завтрак, и развод на работу, и ходьба на место её занимают полтора часа, то на сон после тяжёлой физической работы на воздухе оставалось всего четыре часа. Человек засыпал в ту самую минуту, когда переставал двигаться, умудрялся спать на ходу или стоя. Недостаток сна отнимал больше силы, чем голод”. (“Татарский мулла, или чистый воздух”)
Cлайд 12
Условия существования “Мы научились смирению, мы разучились удивляться. У нас не было гордости, себялюбия, самолюбия, а ревность и страсть казались нам марсианскими понятиями и притом пустяками. Мы понимали, что смерть нисколько не хуже, чем жизнь, и не боялись ни той, ни другой. Великое равнодушие овладело нами”. (“Сухим пайком”) “От голода наша зависть была тупа и бессильна, как каждое из наших чувств. У нас не было силы на чувства, на то, чтобы искать работу полегче, чтобы ходить, спрашивать, просить"... (“Сгущённое молоко”)
Cлайд 13
“Мы все понимали, что выжить можно только случайно. И, странное дело, когда-то в молодости моей у меня была поговорка при всех неудачах и провалах: “Ну, с голоду не умрём”. Я был уверен, всем телом уверен в этой фразе. И я в тридцать лет оказался в положении человека, умирающего с голоду по-настоящему, дерущегося из-за куска хлеба буквально, – и всё это задолго до войны. Человек счастлив своим умением забывать. Память всегда готова помнить только хорошее. Хорошего не было, не было его ни впереди, ни позади путей каждого из нас. Мы были отравлены Севером навсегда, и мы это понимали”. (“Сухим пайком”)