Урок «Рабство в Древнем Риме», 5 класс Калинина Ирина Александровна, учитель истории и обществознания, МОУ «Добрянская СОШ № 2», e-mail: ikalinina64@list.ru
Cлайд 2
Гостей не ждали?! Знакомьтесь, Рабство! ? Знакомьтесь, Свобода! ?
Cлайд 3
Общее и отличия: Свобода и Рабство ?????????
Cлайд 4
Египетский раб. Валерий Брюсов Я жалкий раб царя. С восхода до заката, Среди других рабов, свершаю тяжкий труд, И хлеба кус гнилой - единственная плата За слезы и за пот, за тысячи минут. Когда порой душа отчаяньем объята, Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут, И каждый новый день товарища иль брата В могилу общую крюками волокут. Я жалкий раб царя, и жребий мой безвестен; Как утренняя тень, исчезну без следа, Меня с лица земли века сотрут, как плесень; Но не исчезнет след упорного труда, И вечность простоит, близ озера Мерида, Гробница царская, святая пирамида
Cлайд 5
«Свобода» и «Рабство» А вы сегодня свободны или зависимы? Являетесь ли вы чьей-то собственностью? Цените ли вы свою свободу?
Cлайд 6
Хотели бы вы побывать в роли раба?
Cлайд 7
Хотели бы вы побывать в роли раба-гладиатора?
Cлайд 8
Что напоминают вам эти строения?
Cлайд 9
Почему рабы не сопротивлялись?
Cлайд 10
Подумайте: Мог ли раб быть внутренне свободным?
Cлайд 11
Баллада о рабе Автор: Юрий Розвадовский В бою был конь его убит, Снята кольчуга с плеч. Враги ему пробили щит И затупили меч. И по рукам, и по ногам Был связан он жгутом, И в кровь исхлестан тут и там Безжалостно кнутом. Но он рычал, но он плевал Врагам в лицо, смеясь, Плевком сражая наповал, Не выбирая фраз. Враги же вырвали язык, Уткнули в землю лбом, Чтоб замолчал он и поник, И сделался рабом. Чтобы молчанием раба Встречал приказы он И непокорные слова Забыл навеки он. Хлысты, колодки он познал, Продажу за тряпье. Но выжил раб и раб восстал, И взялся за копье. И он вскричал, и этот крик Услышал целый свет. Пускай был это только миг - Его дороже нет. И не нашлось раба сильней, Чтоб одолеть его, И в мире не нашлось людей Свободнее его...
Cлайд 12
Подумайте: Может ли свободный стать внутри рабом?
Cлайд 13
Рабы - не мы? Ироничные стихи Я много лет выдавливал раба. Когда - по струйке, иногда - по капле, Но убедился все-же: плоть слаба, И нету в этом никакого кайфа. Рабом желаний плотскиx и утеx, И имиджа, и денег, и усилий. Рабом толпы, где на устаx успеx, Рабом теx женщин, что меня любили. А может, я выдавливал не то? А может, я давил не в нужном месте? Никто не скажет, даже дед Пиxто, Куда нажать и что куда развесить. Уж нет клейма. Ошейник потерял. Ярмо свое пeреработал в стружку. Рабу не нужен в жизни идеал. Пойду давить. Давить свою подушку.
Cлайд 14
«Рабство в Древнем Риме», § 49, с.226-230. Иллюстрации: «Триумф в Риме», с. 226, «Труд и жизнь рабов в имении», с.227, «Труд рабов в Риме», с. 228, «В римском амфитеатре», с. 229.
Cлайд 15
«Триумф в Риме», с.226
Cлайд 16
«Труд и жизнь рабов в имении», с.227
Cлайд 17
«Труд и жизнь рабов в Риме», с.228
Cлайд 18
«В римском амфитеатре», с.228
Cлайд 19
Лермонтов М.Ю. Умирающий гладиатор. Ликует буйный Рим... торжественно гремит Рукоплесканьями широкая арена: А он — пронзенный в грудь — безмолвно он лежит, Во прахе и крови скользят его колена... И молит жалости напрасно мутный взор: Надменный временщик и льстец его сенатор Венчают похвалой победу и позор... Что знатным и толпе сраженный гладиатор? Он презрен и забыт... освистанный актер. И кровь его течет — последние мгновенья Мелькают, — близок час...
Cлайд 20
Почему… именно в Древнем Риме было самое развитое рабство? рабов использовали во всех сферах жизни Древнего Рима? было не выгодно содержать слишком много рабов в одном имении?
Cлайд 21
Ищем ответы в учебнике: 1 ряд - «Завоевания – главный источник рабства», с. 226. 2 ряд - «Рабы в имении землевладельца», с. 226-227. 3 ряд – «Римские ученые о рабах», с. 228.
Cлайд 22
Почему… 1 ряд - Именно в Древнем Риме было самое развитое рабство? 2 ряд - Рабов использовали во всех сферах жизни Древнего Рима? 3 ряд - Было не выгодно содержать слишком много рабов в одном имении?
Cлайд 23
Главный вопрос: Могли ли рабы в Древнем Риме стать свободными?
Cлайд 24
Мои знаки «Свобода» и «Рабство»
Cлайд 25
Критерии оценки знаков: «Понятность» для римлян и современников Точность изображения Внесено новое в понимании Рабства и Свободы
Римские цены. Можно купить: За один денарий - большую овцу. За один квинарий – питание на один день. За один сестерций - 1 кг говядины или рыбы.
Cлайд 29
«Посетите Колизей (амфитеатр Флавиев)»
Cлайд 30
«Пока Колизей стоит, будет стоять и Рим, исчезни Колизей – исчезнут и вместе с ним весь мир».
Cлайд 31
Оставь в «вечном городе» свой след: Закрась арку Колизея цветом, который соответствует твоему настроению на уроке: красный – активный, зеленый – спокойный, синий – серьезный, желтый – жалостливый, коричневый – грустный, черный – злой, серый – равнодушный.
Cлайд 32
Выбери ярус, их в Колизее три, соответствующий твоим успехам на уроке: 1-й, нижний – «Гм, я начал серьезную работу на уроке»; 2-й, средний – «Ух, я совершил важный шаг в истории Древнего Рима»; 3-й, верхний – «Ура, я сделал открытие в ходе урока!»
Cлайд 33
Дай оценку уроку: Немного грубо, но в духе древних римлян. «Палец вверх» – продолжить тему на следующем уроке, «Палец вниз» – не возвращаться к теме никогда.
Cлайд 34
Дополнительная литература: Володин Александр. Рабы. Набросок. Першин Михаил, диакон. Рабство в Библии. Мицкевич Адам. Впервые став рабом, я рабству рад… Автор Неизвестен. Меня вы слишком долго унижали…
Cлайд 35
Домашнее задание: § 49, с.226-230, найти соответствие фрагментов учебника к иллюстрациям Написать сочинение «Я – римский раб»