Цель урока: получить представление о методе в описании класса объектов. Задачи: научиться описывать класс объектов и состояния его экземпляров; научиться описывать методы класса объектов; научиться описанию общих действий объектов класса с помощью алгоритмов(методов класса).
Cлайд 4
Мы знакомы с понятиями: общее имя – обозначает множество объектов, единичное имя – обозначает один конкретный объект, класс объектов – это множество объектов с общим набором действий и атрибутов. В описании класса указываются: имя класса, общие действия и атрибуты объектов. Назовите два объекта, с которыми по разному выполняется действие: c. поднять d. разбить e. начертить c. контейнер и сумка d. ваза и сквер e. отрезок и окружность Однако по имени действия нельзя понять, как именно выполняется действие, по какому алгоритму. Назовите два объекта, которые по разному выполняют действия: a. вырасти b. убежать a. дерево и город b. молоко и заяц
Cлайд 5
Поэтому в описание класса нужно еще включить описание каждого действия – его алгоритм. Каждый алгоритм в описании класса называется методом класса. Имя метода составляется из имени класса и имени действия. Например, «ПРЯМОУГОЛЬНИК. ВСТАТЬ», «ЦВЕТОК. РАСЦВЕСТИ». Имена действий в описаниях класса могут совпадать, например, действие «ВЫРАСТИ» есть и у «ПРЯМОУГОЛЬНИКА» и у «ЦВЕТКА». Имена этих двух разных методов будут различаться именами классов: «ПРЯМОУГОЛЬНИК ВЫРАСТИ» и «ЦВЕТОК ВЫРАСТИ»
Cлайд 6
Метод класса может иметь параметры. Например, у метода «ПРЯМОУГОЛЬНИК ВЫРАСТИ» есть параметр «РОСТ» (количество клеток, на которые «вырастет» прямоугольник) В каждом методе нужно описать изменения, которые происходят с объектом класса при выполнении одного конкретного действия. Эти действия можно описать с помощью действий с величинами, в том числе описать действия с атрибутами объекта.
Cлайд 7
а) Значение какого атрибута прямоугольника изменяется при выполнении действия «вырасти» (Разобрать метод рис 81). б) На какое значение увеличивается «РАЗМЕР»? в) Как изменяются значения остальных атрибутов («СТРОКА», «СТОЛБЕЦ», « ПОЛОЖЕНИЕ»)? В каком направлении будут расти «стоячие и лежачие» прямоугольники? (Рассмотреть рис.82) в) значения остальных атрибутов не изменяются, поэтому «стоячий» прямоугольник «вырастет» вверх, а «лежачий» - вправо а) увеличивается значение атрибута «РАЗМЕР» б) на заданное значение параметра «РОСТ» Рис.81 Рис.82
Cлайд 8
Значения каких атрибутов прямоугольника изменяются при выполнении действия «переместиться»? Какие параметры имеет этот метод? В каком направлении может перемещаться прямоугольник? Есть ли разница в том, как перемещаются «стоячий» и «лежачий» прямоугольники? (Разобрать рис 83 и 84) Рис.83 Рис.84
Cлайд 9
Среди параметров методов нет атрибутов объектов класса, хотя они используются в командах методов. Общие атрибуты объектов класса - это общие параметры всех методов класса. Они указываются один раз для всех методов – в самом начале описания класса. Рассмотреть полное описание класса «ПРЯМОУГОЛЬНИК»(рис.85) Рис.85
Cлайд 10
В описании класса на рис 85 есть действие «появиться». Это самое первое действие, которое должен выполнить любой объект, поэтому оно должно быть в описании каждого класса объектов. В командах метода «ПОЯВИТЬСЯ» атрибутам объекта нужно присвоить начальные значения. Разберем метод «ПРЯМОУГОЛЬНИК ПОЯВИТЬСЯ» на рис 86 и определим: как будет выглядеть. Где будет находиться и в какую сторону сможет «расти» прямоугольник, который только что выполнил действие «появиться» Рис.86 Рис.87
Cлайд 11
будет квадратом со стороной в одну клетку, потому что атрибуту «РАЗМЕР» присваивается значение 1; будет занимать верхний правый угол (атрибутам «СТРОКА» и «СТОЛБЕЦ» присваивается значение 1; будет «лежачим» и сможет «расти» только вправо (атрибуту «ПОЛОЖЕНИЕ» присваивается значение «вправо») Задание 69
Cлайд 12
Задание 70 Определить, значение какого атрибута изменится когда он «встает» или «ложится»; как изменяется это значение в каждом случае. Впишите пропущенные значения в методе «ВСТАТЬ», допишите команды метода «ЛЕЧЬ». Найдите на рис.88 команды, которые «запрещают» выполнение действия «стоячему» прямоугольнику. Включите похожую команду в метод «ЛЕЧЬ».
Cлайд 13
Рис.88 Рис.89 1 РАЗМЕР вверх Встать вправо
Cлайд 14
« вверх» СЛОЛБЕЦ увеличится на 1 СЛОЛБЕЦ уменьш-ся на РАЗМЕР вправо
Cлайд 15
СТОЛБЕЦ увеличить на РАССТОЯНИЕ СТРОКУ уменьшить на РАССТОЯНИЕ СТРОКУ увеличить на РАССТОЯНИЕ СТОЛБЕЦ увеличить на РАССТОЯНИЕ СТРОКУ уменьшить на РАССТОЯНИЕ СТОЛБЕЦ уменьшить на РАССТОЯНИЕ СТРОКУ увеличить на РАССТОЯНИЕ СТОЛБЕЦ уменьшить на РАССТОЯНИЕ Задание 71
Cлайд 16
Cлайд 17
Полезно знать! Для каждого действия, имя которого приведено в описании класса составляется алгоритм. Алгоритмы, которые включаются в описание класса объектов называются методом класса. В каждом методе описываются изменения, происходящие с объектом при выполнении одного действия. Действие «ПОЯВИТЬСЯ» включается в описание каждого класса. В командах этого метода атрибутам объекта присваиваются начальные значения.
Cлайд 18
Информатика в играх и задачах. 5 класс: Методические рекомендации для учителя – авт.-сост. А. В. Горячев, Н.И.Суворова, Т.Ю.Спиридонова - М.: БАЛАСС, 2010 – 93 с. Информатика в играх и задачах. 5-й класс, авт.А. В. Горячев. Учебник 2013-158 с. М.:БАЛАСС. Рисунки из учебного пособия Информатика в играх и задачах. 5-й класс, авт. А. В. Горячев. Учебник 2013-158 с. М.:БАЛАСС. http://www.darii.ru/uplfile/widgets/_vozle_doski.png учительница http://flatik.ru/flax/567/566589/566589_html_688641de.jpg дети https://plastic-club.ru/forum/Smileys/default/jemocii_135.gif анимация на данном слайде http://север-стройкрасноярск.рф/img/2174769_2560/modern-realistic-house-icon-vector_279-9647.jpg дом http://rock-shckola.ru/wp-content/uploads/2015/02/11115.jpg барабан