ЗАПИСЬ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ АЛГОРИТМОВ НА ЯЗЫКЕ Паскаль НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Cлайд 2
Ключевые слова подпрограмма процедура функция рекурсивная функция
Cлайд 3
Подпрограммы Запись вспомогательных алгоритмов в языках программирования осуществляется с помощью подпрограмм. Структура описания подпрограммы аналогична структуре главной программы. Описание подпрограммы начинается с заголовка и заканчивается оператором end. Процедура Функция Подпрограмма
Cлайд 4
Процедуры Процедура - подпрограмма, имеющая произвольное количество входных и выходных данных. procedure (; var: ); begin end; Для вызова процедуры достаточно указать её имя со списком фактических параметров. Выходные параметры Входные параметры: переменные, константы, выражения
Cлайд 5
Алгоритм Евклида Алгоритм Евклида Процедура для нахождения НОД procedure nod (a, b: integer; var c: integer); begin while ab do if a>b then a:=a-b else b:=b-a; c:=a end;
Cлайд 6
Варианты вызова процедуры Между фактическими и формальными параметрами должно быть полное соответствие по количеству, порядку следования и типу. в качестве параметров-значений использованы константы nod (36, 15, z) nod (x, y, z) в качестве параметров-значений использованы имена переменных nod (x+ y, 15, z) в качестве параметров-значений использованы выражение и константа !
Cлайд 7
program n_20; const m: array [1..6] of integer =(16, 32, 40, 64, 80, 128); var i: integer; procedure nod (a, b: integer; var c:integer); begin while ab do if a>b then a:=a-b else b:=b-a; c:=a end; begin x:=m[1]; for i:=2 to 6 do begin y:=c[i]; nod (x, y, z); x:=z end; writeln ('НОД=', nod) end. Раздел описания операторов главной программы Раздел описания подпрограммы Заголовок главной программы Описание констант Раздел описания переменных Программа с процедурой
Cлайд 8
Функции function (): ; begin ; := end; Функция - подпрограмма, имеющая единственный результат, записываемый в ячейку памяти, имя которой совпадает с именем функции. В блоке функции обязательно должен присутствовать оператор :=. Перечень формальных параметров и их типов Тип результата ! Для вызова функции её имя со списком параметров можно в любом выражении, в условиях, в операторе write главной программы.
Cлайд 9
Функция поиска максимального из 2-х program n_20; var a, b, c, d, f: integer; function max (x, y: integer): integer; begin if x>y then max:=x else max:=y; end; begin readln (a, b, c, d); f:= max(max(a, b), max(c, d)); writeln ('f=', f); end. Заголовок главной программы Описание переменных Раздел описания подпрограммы Раздел операторов главной программы
Cлайд 10
Последовательность Фибоначчи В январе Саше подарили пару новорождённых кроликов. Через два месяца они дали первый приплод - новую пару кроликов, а затем давали приплод по паре кроликов каждый месяц. Каждая новая пара также даёт первый приплод (пару кроликов) через два месяца, а затем - по паре кроликов каждый месяц. Сколько пар кроликов будет у Саши в декабре? Числа 1, 1, 2, 3, 5, 8, … образуют так называемую последовательность Фибоначчи, названную в честь итальянского математика, впервые решившего соответствующую задачу ещё в начале XIII века.
Cлайд 11
Математическая модель Пусть f(n) количество пар кроликов в месяце с номером n. По условию задачи: f(1) = 1, f(2) = 1, f(3) = 2. Из двух пар, имеющихся в марте, дать приплод в апреле сможет только одна: f(4) = 3. Из пар, имеющихся в апреле, дать приплод в мае смогут только пары, родившиеся в марте и ранее: f(5) = f(4) + f(3) = 3 + 2 = 5. В общем случае: f(n)= f(n –1)+ f(n – 2), n >= 3.
Cлайд 12
Функция function f (n: integer): integer; begin if (n=1) or (n=2) then f:=1 else f:=f(n-1)+f(n-2) end; Полученная функция рекурсивная - в ней реализован способ вычисления очередного значения функции через вычисление её предшествующих значений.
Cлайд 13
Самое главное Запись вспомогательных алгоритмов в языках программирования осуществляется с помощью подпрограмм. В Паскале различают два вида подпрограмм: процедуры и функции. Процедура - подпрограмма, имеющая произвольное количество входных и выходных данных. Функция - подпрограмма, имеющая единственный результат, записываемый в ячейку памяти, имя которой совпадает с именем функции.
Cлайд 14
Вопросы и задания Для чего используются подпрограммы? В чём основное различие процедур и функций? Напишите программу вычисления наименьшего общего кратного следующих четырёх чисел: 36, 54, 18 и 15. Используйте процедуру вычисления наибольшего общего делителя двух чисел. Напишите программу перестановки значений переменных a, b, с в порядке возрастания, т. е. так, чтобы a < b < c. Используйте процедуру swap. procedure swap (var x, y: integer); var m: integer; begin m:=x; x:=y; y:=m end; Исходные данные вводятся с клавиатуры. Напишите программу поиска наибольшего из четырёх чисел с использованием подпрограммы поиска наибольшего из трёх чисел. Видоизмените программу сортировки массива выбором так, чтобы в ней использовалась процедура выбора наибольшего элемента массива. Напишите программу вычисления выражения: s =1!+2!+3!+…+ n! Используйте функцию вычисления факториала. Напишите программу вычисления выражения: s = x3 + x5 + xn, где x и n вводятся с клавиатуры. Используйте функцию вычисления степени. Напишите функцию, вычисляющую длину отрезка по координатам его концов. С помощью этой функции напишите программу, вычисляющую периметр треугольника по координатам его вершин. Напишите функцию, вычисляющую площадь треугольника по целочисленным координатам его вершин. С помощью этой функции вычислите площадь четырёхугольника по координатам его вершин. Пример входных данных Пример выходных данных 1 2 3 1 2 3 2 1 3 1 2 3 3 1 2 1 2 3 2 3 1 1 2 3
Cлайд 15
Опорный конспект Запись вспомогательных алгоритмов в языках программирования осуществляется с помощью подпрограмм. Подпрограмма, имеющая произвольное количество входных и выходных данных. Подпрограмма, имеющая единственный результат, записываемый в ячейку памяти, имя которой совпадает с именем функции. Процедура Функция Подпрограмма
Cлайд 16
Источники информации http://www.26206s029.edusite.ru/images/58b26c928ed0t.jpg - подпрограмма http://www.ifportal.net/images/news/11/11/10/1250784848_number.jpg - поиск в лабиринте http://www.kencosgrovestudio.com/images/euclid_3.jpg - Евклид http://krolevod.ucoz.ua/forum/9-140-1 - числа Фибоначи http://www.disney-clipart.com/bambi/jpg/Thumper-1-lg.jpg - зайчик http://literacyispriceless.files.wordpress.com/2009/08/recursive-daisy.jpg?w=497&h=277 - рекурсия