Исследовательская работа Химические средства в быту Жаровня Алина Рахимова Сабина
Cлайд 2
Цель нашего проекта - рассмотреть значение бытовой химии в современном быту человека , решая следующие задачи: Изучить вред , который возникает при использовании средств бытовой химии; Дать сравнительную характеристику моющего действия мыла или СМС( провести исследование рекламных роликов и попробовать объяснить их с точки зрения химии ); Разработать рекомендации безопасного применения различных средств бытовой химии. Цели проекта:
Cлайд 3
Предисловие Повсюду, куда бы мы ни обратили свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции.
Cлайд 4
Автомобильные моющие средства Моющие средства для автомобилей обладают рядом специальных и полезных свойств. Основным компонентом, входящим в их состав, являются поверхностно- активные вещества(ПАВ).Они состоят в основном из солей карбоновых кислот. Современные автошампуни никак не влияют на лакокрасочное покрытие, хромированные поверхности и резину. Большинство автошампуней придают поверхности автомобиля ещё и водоотталкивающие и антистатические свойства. На сегодняшний день выделяют 3 основные группы автошампуней: очищающие шампуни, шампуни с полирующим эффектом, шампуни с антикоррозионным эффектом
Cлайд 5
Косметические средства В погоне за молодостью и красотой мы сильно рискуем своим здоровьем. Уже не для кого не секрет, что вред косметики выражается в преждевременном старении кожи, хотя женщины ожидают обратного эффекта. Косметика может привести к раку кожи. Ещё большой вред от косметики человек получает, если полностью исключает умывание водой, заменяя его различными лосьонами и пенками. Эти вещества накапливаются на коже, закупоривая поры и приводя к старению кожи. Врачи дерматологи советуют использовать косметические средства только по мере надобности, ежедневно умываться водой, не наносить много декоративной косметики.
Cлайд 6
Косметические средства Для губных помад в качестве пигмента применяют органическое синтетическое соединение никеля. Перламутровый эффект создают соли висмутила BiOCl, BiONO3 или слюда, содержащая около 40% оксида титана (ІV) TiO2. В создании гримов применяют оксид цинка ZnO. В красителе для волос используют разбавленные водные растворы хорошо растворимых солей свинца, серебра, меди, висмута.
Cлайд 7
Моющие средства Синтетические моющие средства(СМС) – это композиции, в состав которых, кроме ПАВ, входят различные добавки, органические и неорганические. Как бы ни различались названия шампуней, стиральных порошков и т.п., основными составляющими всех СМС будут одни и те же компоненты, разница- только в дозировке. Чтобы у моющих средств был приятный запах, во все средства вводят парфюмерные отдушки. Кроме того, чистящие и моющие средства, выпускаемые в виде порошков, могут причинять большой вред. Дело в том, что мелкие частички порошка могут попасть в дыхательные пути и вызвать раздражение кожи.
Cлайд 8
Любое моющее средство должно обладать двойной функцией: Способность взаимодействовать с загрязняющим веществом (чаще с жиром) Переводить его в воду или водный раствор Для этого молекула моющего вещества должна иметь гидрофобную(водоотталкивающую) и гидрофильную (любящую удерживать воду) части
Cлайд 9
Мыла и моющие средства. Мыла, соли высших жирных кислот, а также нафтеновых и смоляных кислот. Получают из животных и растительных жиров, нафтеновых кислот, канифоли, таллового масла. Растворимые в воде мыла ( обычно натриевые и калиевые) обладают моющим действием и составляют основу туалетного, хозяйственного и технического мыла.
Cлайд 10
Моющие средства – многокомпонентные смеси веществ, водные растворы которых применяют для очистки поверхностей различных тел от загрязнений. В состав большинства моющих средств помимо моющих веществ ( ПАВ, растворы которых обладают моющим действием), входят соли неорганических кислот ( фосфаты, карбонаты), усиливающие моющее действие, а также отбеливающие и дезинфицирующие вещества, пенообразователи и пеногасители, ароматизирующие вещества, красители и др. Для предотвращения вредного воздействия моющих средств на природу содержащие их сточные воды подвергают специальной очистке.
Cлайд 11
При производстве мыла в качестве добавки используется гидроксид калия КОН – твердое белое вещество, хорошо растворимое в воде, с выделением большого количества теплоты. Раствор гидроксида калия, мылок на ощупь и очень едок. Поэтому гидроксид калия иначе называют едкое кали. Также в мыловарении применяют гидроксид натрия NaOH – твердое белое вещество, гигроскопичное и поэтому расплывающееся на воздухе; хорошо растворяется в воде, при этом выделяется теплота. Раствор гидроксида натрия в воде мылкий на ощупь и очень едкий. Он разъедает кожу, ткани, бумагу и другие материалы. За это свойство гидроксид натрия получил название едкого натра. На коже от этого вещества образуются долго не заживающие раны.
Cлайд 12
Моющее действие мыла Грязь Молекула воды Гидрофобный «хвост» Гидрофильная «голова» Молекула моющих средств (детергентов)
Cлайд 13
Реклама средств по уходу за кожей и волосами Продукт Текст рекламы Подтверждение текста рекламы Опровержение и его док - во Дезодорант для мужчин «Mennen» «Аэрозольные дезодоранты состоят только из спирта и газа. А спирт испаряется, а вместе с ним исчезает твоя защита и только твердый дезодорант даёт тебе 100% защиты» Действительно ли так? Не совсем так, но преимущество у твёрдых дезодорантов действительно есть! Т.к. аэрозоли содержат горючие газы, пользоваться ими нужно с особой осторожностью: не распылять вблизи огня, в присутствии курящего, хранить в недоступном месте для детей. Кроме этого распылители неизбежно попадают в воздух, а это небезопасно для здоровья, особенно для людей, страдающих аллергией. Твёрдые дезодоранты более компактны. Вот эти факторы и необходимо, продемонстрировать в рекламе Однако! Авторы рекламы слегка искажают факты в свою пользу. Изучив информацию на аэрозольных баллончиках с дезодорантами, мы заметили, что в их состав входят не только спирт C2H5OH ,бутан C4H10, изобутан - С4H10 , пропан C3H8, но также ароматические вещества, которые остаются на коже, когда «спирт испаряется», а газы улетучиваются. Ароматическая масса не испаряется.
Cлайд 14
Реклама средств по уходу за кожей и волосами Продукт Текст рекламы Подтверждение текста рекламы Опровержение и его док - во Шампунь «Palmolive» « Ежедневно ваши волосы утрачивают кератин. Шампунь содержит протеины кератина, позволяющие восстанавливать волосы» Что в этом утверждении верно? Вещества в процессе мытья могут присоединяться к молекулам кератина волоса за счёт слабых связей, например водородных. Хотя и на время, но укрепляя верхний слой волос Однако! « Протеины» кератина- это не совсем верно. Протеины –белки, состоящие из остатков АК. Возможно, авторы рекламы имели в виду «осколки» молекул кератина. Скорее всего- полипептиды , состоящие из остатков АК и полученные в результате гидролиза какого –либо природного вещества, состоящего из кератина
Cлайд 15
Реклама чистящих и моющих средств Продукт Текст рекламы Подтверждение текста рекламы Опровержение и его док - во Лоск Биодобавки нового «Лоска» любую грязь отстирают просто Как можно прокомментировать эту цитату? Это не так! Биодобавки предназначены для борьбы с загрязнениями, веществами природного происхождения, и реже всего белковыми веществами. Но биодобавки не могут устранить пятно от масляной краски, машинных масел, чернил Dosia bioactive Качество по разумной цене. Благодаря содержащимся в порошке ферментам «Dosia bioactive» эффективно удаляет загрязнение со всех видов тканей при температуре воды от 20-100◦ С. «Dosia bioactive» подходит как для замачивания и кипячения, так и для стирки в стиральной машине. Можно ли считать эту рекламу удачной? 1) Не надо учитывать вид ткани, говоря об эффективности. Перечислять надо не виды тканей, которые надо стирать этим порошком, а виды загрязнения, которые он отстирывает. 2)Биопорошки не подходят для кипячения и стирки выше 50◦ С. Биопорошки эффективны при температуре не выше 40◦ С, т.к. при более высоких температурах ферменты неактивны.
Cлайд 16
Рекомендации по использованию средств бытовой химии Избегайте чрезмерного использования средств бытовой химии, содержащих хлор, фенол, аммиак, формальдегид, ацетон и т.д.; Пользуйтесь наиболее щадящими средствами (например, с пометкой «для чувствительной кожи»); Обязательно обращайте внимание на то, что написано на этикетке и в инструкции, прилагающейся к отчищающим средствам; Храните средства бытовой химии в хорошо закрытых емкостях и в помещении, где обитатели дома бывают реже всего; Старайтесь применять не порошки, а гели, жидкие или гранулированные средства; Избегайте прямого контакта с агрессивными средствами: используйте хозяйственные перчатки и защитные крема; Систематически меняйте арсенал средств бытовой химии;
Cлайд 17
При аллергических, дерматологических заболеваниях или просто проблемной коже, а также для маленьких детей используйте гипоаллергенные средства личной гигиены и бытовую химию: стиральный порошок, мыло, крема и т. п. При распылении средства для стекол из баллончика, держите его на расстоянии вытянутой руки, чтобы избежать попадания химического вещества на слизистые глаз, носа и кожу лица Ограничите себя и своих домочадцев в использовании бытовой химии и косметических средств в аэрозольных баллончиках под давлением; Тщательно ополаскивайте или смывайте средства бытовой химии, чтобы не контактировать с оставшимися на предметах активными веществами; Чаще проветривайте помещение и при возможности установите дома очиститель воздуха;
Cлайд 18
Выводы: При работе над темой « Химические средства в быту», мы получили ответы на поставленные вопросы в начале исследования. Мы постарались собрать как можно больше информации о мыле и синтетических моющих веществах и рассказать о положительных и отрицательных качествах этих моющих средств. Несомненно, средства бытовой химии нужны, но, выбирая их необходимо отдавать предпочтение наиболее безопасным товарам. Чтобы выбрать именно такие средства мы обращаемся к рекламе, думая, что нам говорят правду. Очень трудно обучить людей не строить каких-либо умозаключений на основании рекламы, потому что в человеке очень сильна склонность делать обобщения из любой имеющейся у него информации. Тем не менее, необходимо анализировать объявления, делать выводы, сопоставлять факты. Подобное помогает людям обуздать их естественную склонность делать скоропалительные выводы.
Cлайд 19
Берегите окружающую среду и свое здоровье. Это единственное, что нам дано раз и навсегда!