Химия на службе искусства (на примере древнерусской живописи) Выполнила Брагина Юлия
Cлайд 2
«Химия и искусство имеют внутреннюю общность, которая коренится в их творческой природе...» Марселен Бертло
Cлайд 3
Цели и задачи Цель: показать взаимосвязь химии и искусства на примере древнерусской живописи. Задачи: 1) рассмотреть состав красок, применявшихся в иконописи 2) объяснить, почему фрески сохранились хуже, чем иконы 3) изучить состав смальты для мозаики 4) рассмотреть методы и средства реставрации произведений искусства
Cлайд 4
Первые наскальные рисунки были выполнены углем и охрой
Cлайд 5
Охра – «красное золото» Австралии
Cлайд 6
Cлайд 7
Cлайд 8
Лазурит Na6Ca2(AlSiO4)6(SO4,S,Cl)2
Cлайд 9
Ультрамарин – превосходная синяя краска
Cлайд 10
Глауконит - природный минерал, содержащийся в осадочных породах.
Cлайд 11
Фрески Ферапонтова монастыря под Вологдой иконописца Дионисия с применением «празелени»
Cлайд 12
Cлайд 13
Cлайд 14
«Стенное письмо» Грановитой палаты Московского кремля
Cлайд 15
Cлайд 16
Cлайд 17
Волконскоит
Cлайд 18
Икона «Святые апостолы Пётр и Павел» из Новгородского Софийского Собора XI века. Икона имеет плохую сохранность и от изначальной живописи XI века сохранились только фрагменты. Это самое раннее из известных русских произведений станковой живописи и, поэтому, очень ценное.
Cлайд 19
Пурпур - любимая краска древнеримской знати Краситель индиго получали из листьев индигоферы
Cлайд 20
Ф.Грек ‘Пророк Илия’, ‘Столпник Даниил’ , фрески 1378 г.
Cлайд 21
Богоматерь на престоле, с архангелами Михаилом и Гавриилом, Ферапонтов монастырь
Cлайд 22
Преображение Господне. Собор Спаса на Крови. Мозаика мастерской Фроловых
Cлайд 23
Мозаика с изображением Христа Пантократора, Софийский собор (Константинополь)
Cлайд 24
Реставрация икон
Cлайд 25
Cлайд 26
Заключение В древнерусской иконописи применялись темперные краски на основе яичных эмульсий. В состав красок входили такие неорганические пигменты и минералы, как: охра, сурик, глауконит, лазурит и волконскоит. Древнерусские фрески писались по сырой штукатурке, которая подготавливалась несколько лет путем вымораживания извести и добавления органического клея. Фреска – очень трудоемкий вид живописи. Большинство фресок не дошли до наших дней. Особыми характеристиками смальты как материала являются глубина цвета, широчайшая цветовая палитра, морозостойкость, водостойкость, практичность и долговечность.