Цели: Обобщить и систематизировать знания о щелочноземельных металлах Уметь характеризовать элементы по положению в периодической таблице Знать физические и химические свойства применение соединений щелочноземельных металлов
Cлайд 3
Положение в периодической таблице. Строение атома В периодической системе находятся в главной подгруппе II группы. Являются сильными восстановителями, отдают 2 ē, во всех соединениях проявляют степень окисления +2. Mg +12 2ē, 8ē, 2ē Ca +20 2ē, 8ē, 8 ē, 2ē Sr +38 2ē, 8ē, 18 ē, 8ē, 2ē Ba +56 2ē, 8ē, 18 ē, 18 ē, 8ē, 2ē
Cлайд 4
Физические свойства цвет пламени þ t плавления 1,74г/см3 651 С0 1,54г/см3 851С0 2,63г/см3 770С0 3,76г/см3 710С0 Mg Ca Sr Ba
Соединения щелочноземельных металлов Оксиды щелочноземельных металлов легко реагируют с оксидами неметаллов с образованием соответствующих солей.
Cлайд 7
BaSO4 Благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяется в рентгенодиагностике – баритовая каша.
Cлайд 8
Ca3(PO4)2 Входит в состав фосфоритов и апатитов, а также в состав костей и зубов. В организме взрослого человека содержится 1 кг Са в виде фосфата кальция.
Cлайд 9
CaCO3 Карбонат кальция – одно из самых распространённых на Земле соединений. Его содержат горные породы – мел, мрамор, известняк.
Cлайд 10
CaSO4∙ 2H2O Встречается в природе в виде минерала гипса, представляющего собой кристаллогидрат. Используется в строительстве, в медицине для наложения гипсовых повязок, для получения слепков.
Cлайд 11
MgCO3 Широко применяется в производстве стекла, цемента, кирпича, а также в металлургии для перевода пустой породы в шлак.
Cлайд 12
Са(ОН)2 Гидроксид кальция или гашёная известь с песком и водой называется известковым раствором и широко используется в строительстве. При нагревании разлагается на оксид и воду.
Cлайд 13
Проверка знаний Сравните атомы элементов, поставив знаки или = вместо *: а) заряд ядра: Mg * Ca, Na *Mg, Ca * К; б) число электронных слоев: Mg * Ca, Na * Mg, Ca * К; в) число электронов на внешнем уровне: Mg * Ca, Na *Mg, Ca * К; г) радиус атома: Mg * Ca, Na * Mg, Ca * K; д) восстановительные свойства: Mg * Ca, Na * Mg, Ca * K.
Cлайд 14
Проверь себя (самостоятельная работа ) Дополните схемы взаимодействия щелочноземельных металлов с неметаллами общими формулами и названиями продуктов реакции. Запишите конкретные уравнения реакции, расставив коэффициенты в них методом электронного баланса: а) М+ S ____________ б) М+ N2 ____________________________ в) М+ Н 2 _____________ г) М+ С12 ___________________ Пример: ___________________ Пример: _________________________ Допишите уравнения реакций: а) Са + H2O→ ………………………. б) Mg + НСl→………………………. в) Ва + О2→……………………….. Осуществить превращения по схеме: Ме → МеО → Ме(ОН)2 → МеSО4
Cлайд 15
Домашнее задание: § 12. упр. № 5, 8 Написать уравнения реакций с помощью которых можно осуществить два любых превращения из составленных учащимися на уроке.
Cлайд 16
Используемая литература Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9.- Москва.: Просвещение, 2001 Габриелян О.С. Химия 9.-Москва.:Дрофа, 2008 Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 9.-Москва.:Дрофа 2002 Коллекция Виртуальной лаборатории. Учебное электронное издание