Собор святого Вита - это яркий пример переплетения архитектурных стилей разных эпох, так характерного для пражских зданий. В этом монументальном сооружении гармонично сочетаются три различных стиля: готика, ренессанс и барокко. Все готические соборы были долгостроями, и Святой Вит не исключение. Строительство собора растянулось почти на 600 лет - с 1344-го по 1929-й. Восточная часть храма была построена в 14-15 веках, западная - только во второй половине 19 века. Окончательно собор был достроен только в начале 20 столетия (1929).
Cлайд 3
Храм был заложен Карлом IV на месте романской базилики XI века, которая стояла на месте еще более старой ротонды, построенной Вацлавом в 935 году (остатки базилики и ротонды видны через решетку с южной стороны собора). По легенде, в языческие времена на этом месте стоял идол Святовита, которого чехи почитали за главного бога. Отовсюду приходил народ поклониться идолу, а в жертву приносили его любимое блюдо - черного петуха. Не брезговал Святовит и калачами с вином. Якобы по созвучию и велел Вацлав освятить новую часовню именем святого Вита, и, что характерно, аж до конца прошлого века в День святого Вита христиане приносили к собору вино и калачи. Южный фасад Южный фасад Южный фасад Южный фасад Бронзовый петушок на крыше собора
Cлайд 4
Длина собора святого Вита 124 метра, ширина в самой широкой части - 60 метров, высота храма до свода - 33 метра, высота главной южной башни - 96,6 метра. Диаметр окна - розы на западном фасаде - 10,4 метра. Четыре бронзовые двери с рельефами встречают посетителей.
Cлайд 5
Западный фасад Храм был задуман как символ тройственности метрополии: Прага - как главный город Чехии; Град - как основа Праги; собор Святого Вита - как главный храм Града. Проект его подготовил француз Матье из Арраса, и в 1344 году началась стройка. Деньги для нее Карл IV доставал самыми разными способами: брал десятину с серебродобытчиков и налоги с церквей, наладил продажу индульгенций. Матье не удалось закончить проект - через восемь лет он умер. Продолжить строительство Карл позвал 24-летнего Петра Парлержа из Кельна (там его звали Парлер). В 1356-1399 годах он возвел капеллы обхода хора, лестницу, свод пресвитерия и нижнюю часть главной башни с Золотыми воротами. Вместе со своим предшественником мастер был похоронен в северной части собора.
Cлайд 6
Сыновья Парлержа(Парлера) Ян, Вацлав и Петр доделывали главную башню, пока не начались Гуситские войны. К этому времени относится легенда о Вацлаве IV, которому было пророчество "погибнуть перед башней святовитской". Вацлав толковал слово "перед" двояко - как "перед башней на площади" или "перед тем, как она будет закончена", поэтому решил избавиться хотя бы от одной возможности. Он повелел снести башню, но в тот момент начались Гуситские восстания, и Вацлава хватил инсульт. Хитрое пророчество таки сбылось. А башню достроили только в 1562 году; архитекторы Вольмут и Тироль украсили ее ренессансной галереей и луковичной крышей. Нынешним своим барочным обликом эта крыша обязана Пакасси (1770). Видная с площади Третьего двора готическая кладка главной башни датируется XV веком.
Cлайд 7
Под куполом главной башни висит самый большой в Чехии колокол "Зигмунд" весом 18 тонн, отлитый в XVI веке В 2002 году у «Зигмунда» отвалился язык, что всегда считалось дурным предзнаменованием – на следующий год на Прагу обрушилось катастрофическое наводнение.
Cлайд 8
Вообще, внешнее оформление собора полно знаков и символов. Со стен свешиваются химеры и горгульи(в готической архитектуре -- выступающие водосточные трубы в виде фантастических фигур), представляющие борьбу между добром и злом. О том, что храм начинал строить французский зодчий, напоминают каменные фигуры химер, украшающие водостоки.
Cлайд 9
Хоры и капеллы
Cлайд 10
На дверях изображены сцены из истории строительства храма, а также эпизоды легенд о Вацлаве и Войтехе.
Cлайд 11
Южные Золотые ворота справа от башни украшает восстановленная мозаика 1370 года с изображением Страшного суда. Фон ее сделан из позолоченных кубиков стекла, фигуры - из разноцветных камешков. Все камешки были специально выточены в Венеции. Ворота закрыты бронзовой решеткой с аллегорическими композициями на зодиакальные темы. «Золотые ворота»являлись главным входом в собор. Через эти ворота входили в собор торжественные процессии, а также правители в день коронации. Название «золотые» ворота получили благодаря мозаике со сценой «Страшного суда», созданной в 1370-1371 годах венецианскими мастерами.
Cлайд 12
Аллегорические композиции на зодиакальные темы
Cлайд 13
Мозаика со сценой «Страшного суда». Создана в 1370-1371 годах венецианскими мастерами.
Cлайд 14
Мозаика Адам и Ева
Cлайд 15
Один из порталов собора и его стрельчатый свод
Cлайд 16
При входе в собор сразу же поражают его размеры и высота. Готическая архитектура как бы возносит вас, независимо от того верующий вы или нет, к небу и Богу. В этом большая сила христианской архитектуры - она сразу дает почувствовать величие и красоту веры.
Cлайд 17
Вид на высокий хор внутри собора св. Витта Отделка собора весьма богата. Самыми значимыми являются работы, выполненные еще Парлером, которые находятся в облицованной полудрагоценными камнями и позолоченной штукатуркой капелле Венцеля. В середине хора расположен мавзолей Габсбургов, сооруженный в 16 столетии. Кроме того, следует также указать на отделку в стиле барокко могилы святого Иоганна фон Непомука, выполненную по проектам Жозефа Эмануэля Фишера фон Эрлаха с 1733 по 1736 года. В 20 веке собор был дополнен неоготическим главным алтарем и витражом, оформленным Альфонсом Мухой (1931) и Максом Свабинским (1934). С 1355 года как реликвия в соборе хранится голова святого Вита.
Cлайд 18
В интерьере собора все подчинено идее устремленности ввысь. Стена второго яруса выглядит сплошным кружевом оконных переплетов, льющиеся через них лучи света, окрашенные цветными стеклами витражей, создают в соборе постоянное ощущение солнечного дня. Центральный неф собора Сегодня в соборе, в главной части хора над алтарем, можно видеть скульптурную портретную галерею основателей и первых строителей храма. Здесь находятся бюсты Матье из Арраса, Петра Парлержа (оба мастера похоронены в стенах собора, в капелле Марии Магдалены), короля Карла IV и членов его семьи, архиепископов Праги и других лиц, причастных к строительству собора. Эта галерея - единственный памятник подобного рода в западноевропейском средневековом искусстве.
Cлайд 19
Интерьер собора св. Вита Смелый и инновационный проект Парлера вылился в новый уникальный синтез элементов готического стиля в архитектуре. Это лучше всего представлено сводами, которые он спроектировал для хора. Так называемые парлеровские, или решетчатые, своды имеют двойные (а не единственные, как в классических крестообразных сводах стиля высокой готики) диагональные ребра, которые охватывают всю ширину пролета хора. Пересекающиеся пары ребер образуют решетчатую конструкцию (что отразилось в названии), которая значительно усиливает свод. Они также придают выразительное украшение потолку, поскольку изгибающиеся пролеты сводов создают динамичный зигзагообразный рисунок вниз во всю длину собора.
Cлайд 20
Окно-розетка изнутри /снаружи В 1927-28 годах был выполнен витраж окна розы западного фасада.
Cлайд 21
Внимание привлекают огромные цветные окна (витражи). Они были созданы уже в ХХ веке самыми прославленными чешскими художниками, среди которых Альфонс Муха и Макс Швабинский.
Cлайд 22
«Святая Троица» Макс Швабинский - «Страшный Суд»
Cлайд 23
Витражи собора "Легенда о Кирилле и Мефодии“ (1931) Альфонс Муха –
Cлайд 24
Святой Франциск, Святой Пётр и Святая Елизавета. Витраж
Cлайд 25
Надгробие св. Яна Непомуцкого не заметить нельзя. Оно большое и сделано из 39 центнеров серебра.
Cлайд 26
Ян Непомуцкий был Пражским епископом в конце 14 века. Звание святого он удостоился за то, что мужественно отказывшись открыть королю Вацлаву IV тайну исповеди королева, был утоплен в Влтаве. Согласно легенде, над местом, где река выбросила его тело, на небе появились 5 звезд, символизирующих 5 букв латинского алфавита – “taset”, что означает “молчи”. С тех пор, над головой святого принято изображать пять звезд. (На Карловом мосту есть его статуя с нимбом из пяти звезд.)
Cлайд 27
Замечательным творением мастера Петра Парлера в соборе Св. Вита является капелла Св. Вацлава (1362-1364), которую называют настоящей сокровищнецей чешского готического искусства. Капелла построена над гробницей Св. Вацлава, чешского князя в 924-935 годах, считающегося небесным покровителем Чехии. При князе Вацлаве чехи приняли христианство. Впоследствии князь был убит своим младшим братом и после гибели причислен к лику святых. Стены капеллы украшены росписями и мозаикой из полудрагоценных камней - агата, сердолика, аметиста, яшмы. В центре капеллы возвышается статуя Св. Вацлава работы Петра Парлержа. Князь изображен в доспехах, в полном вооружении, на фоне стенной живописи, изображающей сцены из его жизни. Здесь же находится богато украшенная гробница Св. Вацлава. В капелле, в специальной камере, хранятся коронационные регалии чешских королей: корона святого Вацлава, его шлем и другие реликвии.
Cлайд 28
Нижняя часть стен облицована полудрагоценными камнями. Облицовка прерывается циклом «Страстей Христовых», созданных неизвестным мастером в 1372-1373 гг. Над циклом «Страстей» помещен второй цикл, изображающий на всех стенах сцены из Жития св. Вацлава. В капелле покоятся мощи святого.
Cлайд 29
Из часовни есть выход к палате с коронационными драгоценностями. Палата заперта на семь замков, а ключи от них находятся у семи особ: президента республики, председателя парламента, мэра, архиепископа и т.д. Вместе они собираются только на большие церемонии.
Cлайд 30
Главный алтарь собора Святого Вита сделан в 1873 году Краннером и Моцкером. Перед ним находится Королевский саркофаг из белого мрамора образующий надземную часть усыпальницы. Под надгробием находится королевская крипта с саркофагами чешских правителей (Карла IV, Вацлава IV, Йиржи из Подебрад, Рудольфа II и других).
Cлайд 31
Собор святого Вита является усыпальницей чешских королей и пражских епископов. Перед главным алтарем неоготическом стиле (1873 г.) установлен белый мраморный саркофаг (1589 г.). императора Фердинанда, его жены Анны Ягеллонской и сына Максимилиана II. В подземной королевской крипте находятся саркофаги Карла IV, его четырех жен и детей, Вацлава IV, Йиржи из Подебрад, Ладислава Погробека, оловянный гроб Рудольфа II и гроб Марии Амалии, дочери Марии-Терезии.
Cлайд 32
Орган собора Святого Вита Орган собора относится к одним из лучших в Европе, и здесь часто устраиваются концерты органной музыки.
Cлайд 33
В галерее собора вывешены портреты членов семьи Карла IV и архитекторов, принимавших участие в проекте, а также бюсты тех, кто внес пожертвования на завершающем этапе строительства собора.
Cлайд 34
Королевский балкон в храме св. Вита в пражском Граде построен в 1493 году и частично перестроен в 1878 году. Первоначально проект балкона приписывался Бенедикту Риду, затем - его предшественнику Гансу Шписсу из Франкфурта - на - майне. На балконе изображены гербы земель, принадлежавших королю Владиславу Ягеллонскому, по приказу которого он был построен.
Cлайд 35
Находящиеся в соборе многочисленные скульптурные бюсты членов королевской фамилии во главе с Карлом IV, а также надгробия чешских князей и королей в капеллах хора (1365-1385) изготовлены в мастерской семейства Парлеров. Эти скульптуры проникнуты идеей величия Чешского государства, и поражают совершенством скульптурной формы и индивидуальностью лиц, в ряде случаев напоминая собой лучшие образцы итальянской скульптуры 15 столетия.
Cлайд 36
Подземелья королевской крипты Рядом с одной из капелл (Св. Креста) лестница ведет в подземелье храма, к археологическим раскопкам и в королевскую крипту. Спустившись в лабиринт, часть которого отгорожена решеткой и погружена во тьму, можно посмотреть, как чехи хоронили своих королей — Карла IV, четырех его жен, Иржи из Подебрад, Вацлава IV, Рудольфа II. Никаких украшений, все очень скромно.