Развитие познавательного интереса на уроках географии и истории
Cлайд 2
Любая деятельность человека имеет определенную цель Основной целью моей работы по активизации познавательной деятельности учащихся я выделила развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, применять полученные знания в жизни, творчески подходить к решению задач.
Cлайд 3
Все способности человека развиваются в процессе деятельности Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих активность учащегося в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых. Но, применяя те или иные методы и приемы активизации, я всегда учитываю имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося.
Cлайд 4
Развитие познавательных способностей учащихся- длительный процесс Система моей работы по активизации познавательной деятельности школьников строилась с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели- развитие познавательных творческих способностей учащихся.
Cлайд 5
Цель работы: Показать, что интерес учащегося к познанию нового, творческое решение научных, жизненных проблем - венец учебной работы школы, а систематическое решение познавательных разнотипных задач- средство достижений этой цели.
Cлайд 6
Главные задачи: показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний; рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии и истории, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.
Cлайд 7
Познавательный интерес как способ формирования любви к предмету Вопросы ученика, обращенные к учителю, более всего указывают на познавательный интерес. Самостоятельно заданный вопрос выражает поиск, активное стремление найти первопричину. Стремление ученика по собственному желанию участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроках вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения. Активное оперирование приобретенным багажом знаний и умений. Стремление поделиться с другими новой свежей информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения
Cлайд 8
Формы и методы формирования у школьников познавательного интереса Вызов-осмысление-размышление Вызов: Парная мозговая атака Лобное место Ключевые термины Разбивка на кластеры (блоки идей) Знаем, хотим узнать, узнаем
Cлайд 9
Ключевые термины Выбираю из текста 4-5 ключевых слов, которые выписываются на доску. Ребята предполагают, как эти термины будут применяться при изучении темы «Западная Сибирь»
Cлайд 10
Разбивка на кластеры Для начала пишется тема урока на доске или листе бумаги «Золотая Орда и Русь» Затем появляются идеи-спутники. Когда учащиеся разместят кластеры, прошу их указать, где осталось маловато информации. Если ребята в чем-то не уверены, рядом с кружочками ставится вопросительный знак. Далее при чтении текста прошу учащихся обратить особое внимание на записи, которые они сделали к теме. Все новое ребята фиксируют в тетрадь.
Cлайд 11
Знаем, хотим узнать, узнали Тема «Атмосферные осадки» Знаем Хотим узнать Узнали Виды атмосферных осадков: дождь, снег, иней, роса, гололед, град, изморозь. Круговорот воды в природе. Почему осадки выпадают не из каждого облака? Почему летом выпадает град? Как измеряют количество осадков? Причины, влияющие на количество осадков? Ветра, каких направлений приносят к нам наибольшее количество осадков? Что такое атмосферные осадки. Капельки воды в облаке находятся в постоянном движении. Осадкомер - прибор для измерения количества выпавших осадков. Причины, влияющие на количество осадков: Близость территории к морю; Ветры, преобладающие над территориями
Cлайд 12
Осмысление Методические приемы: Система маркировки текста Взаимоопрос
Cлайд 13
Размышление Возврат к записям в тетради для сравнения своих знаний до и после прочтения текста. Возвращение к кластерам для отражения действительного соотношения понятий и идей -так, как это дано в тексте. Решение проблемных ситуаций. Ответы на вопросы учителя или учащихся.
Cлайд 14
Другие формы и методы формирования у школьников познавательного интереса Комментированное упражнение или определение Деление учебного материала на небольшие порции и шаги Прием новизны Использование способности к сопереживанию Сравнение общего и отличного Различные приемы работы с книгой Сообщения, доклады Работа с рисунками, таблицами, графиками
Cлайд 15
Большое значение в развитии познавательного интереса на уроках географии и истории играет: а) работа с натуральными объектами, б) географическими и историческими картами, в) ИКТ, г) проведение опытов, д) изучение исторических документов, е) исследовательская работа, ж) проектная работа.
Cлайд 16
Развитию познавательного интереса способствуют уроки и мероприятия проводимые в нетрадиционной форме. Путешествие Рекламное агентство Средневековый рынок Алтай- вчера, сегодня, завтра. Путешествие в прошлое Фестиваль «По странам и континентам»
Cлайд 17
Средневековый рынок
Cлайд 18
Cлайд 19
Cлайд 20
Фестиваль «По странам и континентам» Шотландия
Cлайд 21
Молдавия
Cлайд 22
Cлайд 23
Cлайд 24
Наиболее популярной учебной деятельностью на моих уроках являются сообщения и проекты приготовленные учащимися
Cлайд 25
Cлайд 26
Cлайд 27
Разнообразные формы и методы учебных занятий дают возможность: выявить способности каждого учащегося, вызвать интерес к предмету, укрепить сотрудничество учителя и учащегося, ученику стать активным участником учебного процесса, научиться отстаивать свое мнение, суждение, сопереживать друг за друга, усваивать материал непосредственно на уроке.