ХОЛОДНАЯ БЕЗМОЛВНАЯ АРКТИЧЕСКАЯ ПУСТЫНЯ САМАЯ СЕВЕРНАЯ ИЗ ПРИРОДНЫХ ЗЕМЛИ, НО ТАК МАНИТ И ПРИТЯГИВАЕТ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Задачи: 1.Рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов Арктики. 2. Выявить, возможное хозяйственное использование природной зоны и связанные с ними экологические проблемы. 3. Предложить пути решения сложившихся проблем. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 4
Бортовой журнал Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru Географическое положение природной зоны Климатическая характеристика почвы растения животные t ◦ ср. июля t ◦, t ◦ ср. января ГКО, мм В.М. ккал/см² в год
Cлайд 5
Определите границы зона Арктики. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 6
Определите особенности климата Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 7
Особенности климата Для Арктики характерны очень сильные ветры и низкие температуры ( летом 0 +2, зимой – 20-40) короткое лето, 100-200мм)ледяная поверхность, малый угол падения солнечных лучей, суммарная солнечная радиация 70 ккал/см² в год, так как много радиации отражается от ледников и снега , осадков выпадает мало (100-200мм) Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 8
Органический мир Арктики. Образ жизни животных Арктики непосредственно связан с океаном. Здесь обитают моржи, несколько видов тюлений, белый медведь, на островах много птиц. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 9
Белый медведь – хищное животное. Длина от 2 до 3 м, весит 700-800 кг. Типичный представитель арктической фауны. Хорошо плавает, ныряет. Основная пища – тюлени. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 10
Северные олени – самые крупные травоядные животные Крайнего Севра. Держатся большими стадами. Это единственные олени у самок которых есть рога. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 11
Лемминг – полярная полевка с коротким хвостом. Длина его тела около 15 см. Зимой не впадает в зимнюю спячку, роет норы и способен к подснежной жизни. Белая сова – опасный хищник Арктики. Основная пища – лемминги. Песец – полярная лиса. Особенно заботится о своей пушистой шубе, которая спасает его от морозов. Основная пища – лемминги. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 12
Овцебык – самое выносливое животное, не боится холода и мороза. Его толстая шкура защищает его то ветров и морозов, а мощные рога опасны для его врагов – волков. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 13
Птичьи базары На островах живет много птиц кайры, моевки, гуси. Кайры прекрасно ныряют, ловят рыбу и рачков на больших глубинах, далеко от берега. Моевки ловят рыбу только в поверхностных водах. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 14
Белуха – морское животное семейства дельфиновых. Длина его тела достигает 6 м., весит до 2т. Обладает развитым эхолокационным аппаратом, хорошо ориентируется в океане. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 15
Льды Арктики имеют толщину до 4 км. Материковые льды сползают в океан и образуют айсберги – плавающие ледяные глыбы. Айсберг Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 16
Постоянного населения в Арктике нет.. Для адаптации человека наиболее серьезные проблемы создают полярный день и полярная ночь. По исследованиям психологов, они вызывают сильнейшие депрессии. Кроме того, сильные ветры на фоне низкой температуры быстро приводят к обморожению. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 17
На шельфе Баренцева моря обнаружено несколько месторождений нефти. Освоение морских богатств – сложная техническая задача. Хозяйственная деятельность. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 18
Северный морской путь – главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина (то Карских Ворот до бухты Провидения) 5600км. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в т.ч. за границу, и др.). Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца. Северный морской путь Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 19
В морях Арктики развито рыболовство мойва треска навага Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 20
Промысловый сезон короток (охотятся только летом, однако и его хватило, чтобы морж стал редким животным, а численность белого медведя сократилась до нескольких тысяч голов. Промысловая житница Арктики Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 21
Остров Новая Земля – полигон для испытания ядерного оружия (1960-1970) Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 22
Проблемы Арктики Радиоактивное загрязнение Резкое уменьшение численности многих арктических животных Загрязнение вод океана в последствии добычи нефти Потепление климата Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 23
Охрана природы «Таймырский заповедник» Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 24
Заповедник «Остров Врангеля» Единственное место нашей страны, где гнездятся красивейшие, редкие птицы белые гуси. Их гнездовья находятся под строгой охраной. В этом заповеднике самые крупные скопления моржей. Каждый год на острове насчитывается до 250 берлог, в которых у медведицы появляются малыши. Еще одно интересное животное – овцебык. Этот зверь в далеком прошлом обитал на территории нашей страны. А сейчас ученые снова поселили его на острове Врангеля. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 25
Природная зона Арктических пустынь расположена на островах: А) Северная Земля; Б) Командорские; В) Новосибирские; Г) Сахалин. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 26
Для зоны арктических пустынь характерны животные: А) белый медведь; Б) волк; В) зубр; Г) овцебык; Д) куница; Е) морж.
Cлайд 27
Площадь, занятая зоной Арктики, в России составляет: А) 40%; Б) 10%; В) 18%; Г) 30%. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 28
Отметьте характерные признаки природной зоны Арктики: А) полярное сияние; Б) средняя температура июля +2◦С; В) выпадает много осадков; Г) поверхность сильно заболочена; Д) практически отсутствуют почвы; Е) на скалистых берегах много птичьих базаров; Ж ) обилие ягодных кустарников. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 29
Ответы : 1. А) Северная Земля; В) Новосибирские. 2. А) белый медведь; Г) овцебык; Е) морж. 3. Г) 30%. 4. А) полярное сияние; Б) средняя температура июля +2◦С; Д) практически отсутствуют почвы; Е) на скалистых берегах много птичьих базаров.
Cлайд 30
Ваша оценка: 10-9 «5» 8-7 «4» 6-5 «3» 4 и менее «2» Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 31
выводы Зона арктических пустынь наименее заселена и освоена человеком. Практически только здесь в России некоторые уголки сохранили свой первозданный облик. Суровые климатические условия. Основные виды хозяйственной деятельности: рыболовство, охота, добыча полезных ископаемых. Последние десятилетия хозяйственной деятельности человека обернулась для некоторых районов Арктики настоящей трагедией: это и радиоактивное загрязнение, резкое уменьшение численности многих арктических животных. Принимаются меры по охране природы: прекращение испытаний ядерного оружия и ограничение промысла морского зверя, создание заповедников и охрану редких животных Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Cлайд 32
Домашнее задание Читать § 32, на контурную карту нанести: 1) цветом территорию Арктики; 2) пунктиром Северный морской путь и пунсонами крупнейшие порты; 3) заповедники Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru