Муниципальное общеобразовательное учреждение Матреногезовская средняя общеобразовательная школа Повышение мотивации учебной деятельности учащихся на уроках географии Подготовила учитель географии Кравченко Н. А.
Cлайд 2
На уроках географии я всегда старалась использовать имеющиеся наглядные пособия, но результат был не настолько эффективным, как при использовании компьютерных технологий. Сейчас, когда компьютер является незаменимым помощником учителю в процессе обучения, работать становится легче и интереснее. Главной задачей в своей работе я считаю: заинтересовать учащихся; привить любовь к предмету; показать многообразие и красоту нашей планеты, страны. усилить мотивацию;
Cлайд 3
Что такое мотивация? Мотивация (от фр. Motif — побуждение) — побуждение к действию. Мотивация - динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Cлайд 4
«Неправильная мотивация» Несформированность у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать причиной их слабой успеваемости. У ученика может существовать направленность на учебный процесс, но в тоже время он может ориентироваться не на результат деятельности, а только на оценку. У школьников помимо сугубо познавательных потребностей, учебных интересов могут действовать мотивы «избегания неприятностей» и другие.
Cлайд 5
Этапы формирования мотивации 1 этап. Возникновение мотивации (готовность, включенность). Зафиксировать мотивы предыдущих достижений – «Мы хорошо поработали над предыдущей темой». Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности – «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы». Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность – «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях».
Cлайд 6
Этапы формирования мотивации 2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. Чередование разных видов деятельности; Материалы различной трудности; Отметки, вызывающих положительные и отрицательные эмоции, удовлетворенность и неудовлетворенность; Активизация поисковой активности учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.
Cлайд 7
Этапы мотивации 3 этап. Мотивация завершения Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифферен- цированной оценкой учителя.
Cлайд 8
Наиболее распространенные типы учебной мотивации: хорошая отметка на уроке; подготовка к зачёту или контрольной работе; изучение основных понятий; изучение материала учебника. Однако, мотивация «Проявить и развить свои способности» менее популярна.
Cлайд 9
Типы учебной мотивации: Наряду с мотивацией «избегания неудач», страха получить низкие отметки, побуждениями к обучению могут быть: жесткий внешний контроль со стороны учителей и родителей; стремление получить хороший аттестат, как условие поступления в ВУЗ; использование отметки как инструмента педагогического воздействия. особо ценна мотивация «проявлять и развивать свои свои способности».
Cлайд 10
Способы повышения мотивации к обучению и активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии В своей работе я использую: мультимедийные учебники и энциклопедии, презентации уроков. Мультимедийные учебники разработаны по всем курсам географии, материал изложен доступно, наглядно, все природные процессы показаны в виде анимированных картинок, карт, видеофрагментов. Теоретически сложно изучить страну, в которой никогда не был, а при помощи компьютерных технологий легко создать образ территории и показать причинно-следственные связи, явления, познакомиться со своеобразием природы.
Cлайд 11
Кто живет в АФРИКЕ
Cлайд 12
Антилопа гну
Cлайд 13
верблюд
Cлайд 14
бегемот
Cлайд 15
Жирафы на водопое
Cлайд 16
фламинго
Cлайд 17
шимпанзе
Cлайд 18
Быстроногие гепарды
Cлайд 19
слон
Cлайд 20
газель
Cлайд 21
носорог
Cлайд 22
Географический образ территории Животный мир Африки
Cлайд 23
Иллюстративный материал из Интернета Применение информационных технологий значительно расширяет географический кругозор детей. Работая в Интернете с сайтами, ученики получают более полную и свежую информацию о странах, туристических регионах и культурных центрах мира
Cлайд 24
Cлайд 25
Определить европейскую столицу
Cлайд 26
Определить европейскую столицу
Cлайд 27
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения географии на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать географическую информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает мотивацию и эффективность усвоения материала.
Cлайд 28
Преимущества компьютерных технологий Уже сейчас можно видеть много положительного при проведении таких уроков. Обучение географии на основе компьютерных технологий создает условия для эффективного проявления закономерностей мышления, оптимизирует процесс познания. Использование современных информационных технологий, позволяет повысить эффективность усвоения новых знаний. Компьютерные технологии, в частности презентации и электронные учебники можно использовать как наглядные пособия. Активность учеников в процессе обучения повышается за счет элемента новизны, увлекающего своей необычностью, красочностью.
Cлайд 29
(самостоятельная работа, проверка знаний) Швеция Португалия Монако Болгария Латвия Бельгия Словакия Дания Швейцария Германия Северная Европа Западная Европа Южная Европа Восточная Европа Швеция Дания Германия Бельгия Швейцария Португалия Монако Болгария Словакия Латвия
Cлайд 30
Страны Европы и их столицы
Cлайд 31
Урок «Населении мира» (10 кл.) Тип урока: практическая работа с элементами объяснения (лекции) учителя Задание Выявите влияние природных факторов на размещение населения на основе сопряженного анализа трех карт — плотности населения мира, физической и климатической.
Cлайд 32
Урок «Населении мира» (10 кл.) Тип урока: практическая работа с элементами объяснения (лекции) учителя. Задание 1.Проанализировать карту плотности населения мира и выявить основные регионы с наибольшей и наименьшей плотностью населения. 2. Результаты этого задания можно оформить в виде таблицы.
Cлайд 33
Использование структурно-логических схем на уроке географии. В 6 классе при изучении темы «Рельеф. Горы. Равнины», чтобы показать всю красоту, разнообразие и величие гор, сравнить две основные формы рельефа была создана презентация. Для нее сделана подборка фотографий и фрагментов фильма о горах. Учащиеся определяли их географическое положение и координаты, описывали внешний облик, делали выводы о высоте и возрасте, оформляли свою самостоятельную работу в форме схем.
Cлайд 34
Равнины
Cлайд 35
Cлайд 36
Структурно-логическая схема Ученик при составлении или заполнении структурно-логической схемы: - анализирует изучаемый материал; - синтезирует его, располагая в схеме или таблице; - структурирует, обозначая направления стрелок; - кодирует, обозначая условными знаками и сокращениями.
Cлайд 37
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДВИЖЕНИЙ СКЛАДКИ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ РАЗЛОМЫ ВОЗВЫШЕННОСТИ, ПЛОСКОГОРЬЯ НИЗМЕННОСТИ
Cлайд 38
Использование типовых планов при изложении материала, закреплении, самостоятельной работе на уроках географии Инструкция по работе с контурными картами: - все надписи делаются вдоль параллелей; - надписи и обозначения делаются ярко и четко; - морские границы объектов обводятся синим карандашом, а сухопутные - красным; - направление горных хребтов, стран, цепей – утолщенной линией, коричневым карандашом; - реки обводятся синим цветом от истока до устья, соблюдая все изгибы; - города и др. населенные пункты разным по величине красным кружком (пунсоном); - морские течения обозначаются стрелками, холодные - синим цветом, теплые - красным цветом; - районы распространения разных явлений (селей, половодья, засух, землетрясений и т. д.) - различной расцветкой-штрихом; - t ,d направления ветров стрелками, по направлениям их действия;
Cлайд 39
Работа с картами, схемами, диаграммами, таблицами;
Cлайд 40
Cлайд 41
- состав, соотношение и связи между отраслями хозяйства Отраслевая структура хозяйства стран мира (% от ВВП) Страны Промышленность Сельское хозяйство Сфера услуг США 25 2 73 Япония 31 3 66 Россия 43 7 50 ОАЭ 57 0 43 Камерун 14 52 34
Cлайд 42
Производственная сфера (материальная) Непроизводственная сфера (нематериальная) промышленность сельское хозяйство строительство Тяжёлая группа А Энергетика Металлургия Машиностроение Лёгкая группа Б Швейная Обувная Пищевая Образование Наука здравоохранение
Cлайд 43
Как образуется ветер? водоем Н в суша бриз
Cлайд 44
Работа с картами, схемами, диаграммами, таблицами – средство повышения мотивации и творческой активности на уроках географии
Cлайд 45
Способ построения розы ветров. Вычертить основные и промежуточные стороны горизонта. Принять условно, что одному отрезку на графике соответствует определённое количество дней. Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях. На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку. Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют. В центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра. 1 отрезок - 2 дня ю с в з юв юз св сз 12 4 6 2 1 0 6 4
Cлайд 46
Мультимедийные презентации - отличное средство активизации познавательной деятельности учащихся и мотивации к изучению географии Проведение урока с использованием компьютерных технологий требует от учителя большой подготовительной работы, но все затраты окупаются - повышением мотивации к обучению, развитием пространственного воображения. В отзывах учеников отмечается, что работать на таких уроках легко, лучше происходит запоминание и усвоение материала, появляется желание помочь учителю в создании презентации к новой теме.