Если Вы думаете, что Вы не смеете, Вы не посмеете никогда. Если Вам нравится побеждать, но Вы думаете, Что не сможете победить, Вы наверняка потерпите поражение. Если Вы считаете, что Вы проиграете, Вы уже проиграли. Если Вы считаете, что Вас оставляют позади, это так и есть. Потому что во всем мире успех начинается с воли человека. Ваши мысли и стремления должны лететь высоко, Чтобы дать Вам подняться. Адам Джексон.
Cлайд 2
«Внимание – устремленность души к познанию». Платон «Диалоги». Тема. Физика как наука. Методы познания.
Cлайд 3
Зачем нам нужно познавать окружающий мир?
Cлайд 4
Как мы можем познавать действительность?
Cлайд 5
Воображение Фантазия Образность мысли всегда были неотъемлемыми компонентами научного творчества, вопреки распространенному мнению, будто ученый живет в холодном, лишенном красок мире абстрактных логических построений.
Cлайд 6
Эйнштейн писал: «В моей жизни взгляд на мир глазами художника играл большую роль. В конце концов работа научного исследователя развивается на почве воображения. Как артист создает свои образы отчасти интуитивно, так и ученый должен обладать большой долей интуиции».
Cлайд 7
Также очень интересна мысль другого выдающегося физика нашего времени – М.Борна: «…мы, ученые, всегда должны помнить, что весь опыт базируется на чувствах. Теоретик, погрязший в своих формулах, забывший о явлениях, которые он собирался объяснить, - это уже не настоящий ученый – физик или химик; а если своими книгами он загораживается от красоты и разнообразия природы, то для меня он жалкий глупец. Ныне мы достигли разумного равновесия между экспериментом и теорией, между чувственной и интеллектуальной реальностью. И мы должны следить за тем, чтобы такое равновесие сохранилось».
Cлайд 8
Два способа познания: теоретический и экспериментальный
Cлайд 9
Вставить фильм – наблюдение как способ познания
Cлайд 10
наблюдение
Cлайд 11
Кто быстрее? Что тяжелее? 5 копеек 10 рублей
Cлайд 12
эксперимент
Cлайд 13
Газы легко сжимаются и могут неограниченно расширяться. Они не сохраняют ни формы, ни объема. Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа.
Cлайд 14
Жидкости трудно сжимаются, сохраняют свой объем, но легко меняют форму, принимая форму сосуда. Они текучи.
Cлайд 15
Твердые тела сохраняют свою форму и объем, практически несжимаемы, обладают механической прочностью.
Cлайд 16
моделирование
Cлайд 17
Наблюдение – как способ познания. Эксперимент – как способ познания. Моделирование – как способ познания.
Cлайд 18
Метод научного познания Характеристика метода Применение Наблюдение Основан на непосредственном восприятии предметов и явлений с помощью органов чувств. Недостаток – субъективность наблюдателя. Там, где затруднен эксперимент (астрономия) или нужно исследовать естественный процесс (психология, социология). Эксперимент Активное вмешательство в изучаемый процесс. Для проверки гипотез и теорий. Моделирование Замещение объекта исследования моделью материальной или идеальной. Ко всем областям и этапам научного исследования.
Cлайд 19
наблюдение гипотеза эксперимент закон теория F = mg
Cлайд 20
Спасибо за урок! Литература: Атаманская М.С. Технология графических образов. Ростов-на-Дону: изд-во РО ИПК и ПРО, 2006. Сауров Ю.А. Физика в 10 и 11 классах. Модели уроков. Москва: «Просвещение», 2005. Осмоловская И.М. Методология науки. Москва: «Юнита 1», 2002. Гульчевская В.Г. Педагогические основы современного образования. Ростов-на-Дону: изд-во РО ИПК и ПРО, 2006. Неразгаданные тайны человечества. Франция: ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 2004. Платон. Диалоги. Москва: изд-во «Мысль», 1986.