* Тема: Построение изображений, даваемых линзой и оптическая сила линзы Учитель физики Сафонова Оксана Владимировна
Cлайд 2
* В течение урока установите: Как оптическая сила линзы определяет ход световых лучей? Какими лучами пользуются для построения изображения? Какими свойствами может обладать изображение, даваемое собирающей линзой? От чего зависят свойства изображения? Какие изображения дают фотоаппарат, проекционный аппарат, лупа? Где в них располагают предмет? Могут ли по свойствам отличаться изображения, даваемые рассеивающей линзой?
Cлайд 3
* Ход лучей света в выпуклой линзе
Cлайд 4
* Ход лучей света в выпуклой линзе Выпуклая стеклянная линза преобразует параллельный пучок световых лучей в сходящийся, поэтому иначе её называют собирающей
Cлайд 5
* Ход лучей в вогнутой линзе
Cлайд 6
* Ход лучей света в вогнутой линзе Вогнутая стеклянная линза создает расходящийся пучок света, поэтому её называют рассеивающей
Cлайд 7
* Преломляющее действие линзы характеризует оптическая сила линзы D = 1 / F Единица – диоптрия (в переводе с греческого – «видящий насквозь») 1 дптр = 1 / 1м Собирающая D > 0 Рассеивающая D < 0
Cлайд 8
* Задание 1. Определите оптическую силу линзы экспериментально При помощи линзы получите изображение наиболее удалённого предмета на экране (окна или компьютера) Измерьте расстояние (в метрах) от линзы до изображения (экрана). Вы нашли приблизительно фокусное расстояние линзы F. Оно будет измерено тем точнее, чем дальше находится экран от окна или компьютера. Вычислите оптическую силу линзы в СИ: D = 1 / F
Cлайд 9
* Для построения изображения в линзах используются лучи: Луч, падающий на линзу параллельно оптической оси После преломления луч проходит через фокус
Cлайд 10
* Для построения изображения в линзах используются лучи: 2. Луч, проходящий через центр линзы При прохождении через линзу этот луч практически не изменяет своего направления
Cлайд 11
* Для построения изображения в линзах используются лучи: 3. Луч, проходящий через фокус до линзы После преломления луч распространяется параллельно оптической оси
Cлайд 12
* Зависят ли свойства изображения от расположения предмета относительно линзы? Построим изображения, даваемые собирающей линзой при различных расстояниях предмета от линзы (d)
Cлайд 13
* Последовательность действий: 1. Изобразите линзу и начертите её оптическую ось 2. По обе стороны от линзы отложите её фокусные расстояния (на чертеже они имеют произвольную длину, но по обе стороны от линзы одинаковую) 3. Изобразите предмет за двойным фокусом линзы d > 2F 4. Начертите ход лучей, исходящих от крайней точки предмета 5. По расположению точки пересечения лучей, прошедших через линзу, нарисуйте изображение предмета 6. Сделайте вывод: какое изображение получено 7. Подумайте: какой оптический прибор даёт изображение с такими свойствами (фотоаппарат, лупа, проекционные аппараты)
Cлайд 14
* 1.Предмет находится за двойным фокусом линзы d > 2F
Cлайд 15
* 1.Предмет находится за двойным фокусом линзы d > 2F Изображение предмета уменьшенное, действительное, перевернутое, расположенное по другую сторону от линзы между её фокусом и двойным фокусом
Cлайд 16
*
Cлайд 17
* Задание 2. Постройте изображение предмета, находящегося в двойном фокусе линзы d = 2F Последовательность действий: Изобразите линзу и начертите её оптическую ось 2. По обе стороны от линзы отложите её фокусные расстояния (на чертеже они имеют произвольную длину, но по обе стороны от линзы одинаковую) 3. Изобразите предмет в двойном фокусе линзы 4. Начертите ход лучей, исходящих от крайней точки предмета 5. По расположению точки пересечения лучей, прошедших через линзу, нарисуйте изображение предмета 6. Сделайте вывод: какое изображение получено
Cлайд 18
* Задание 2. Предмет находится в двойном фокусе линзы d = 2F
Cлайд 19
* Задание 2. Предмет находится в двойном фокусе линзы d = 2F Изображение предмета равное по величине, действительное, перевернутое, расположенное по другую сторону от линзы на двойном фокусном расстоянии
Cлайд 20
* Задание 3. Постройте изображение предмета, находящегося между фокусом линзы и её двойным фокусом F < d < 2F Последовательность действий: Изобразите линзу и начертите её оптическую ось 2. По обе стороны от линзы отложите её фокусные расстояния (на чертеже они имеют произвольную длину, но по обе стороны от линзы одинаковую) 3. Изобразите предмет между фокусом линзы и её двойным фокусом 4. Начертите ход лучей, исходящих от крайней точки предмета 5. По расположению точки пересечения лучей, прошедших через линзу, нарисуйте изображение предмета 6. Сделайте вывод: какое изображение получено 7. Подумайте: какой оптический прибор даёт изображение с такими свойствами (фотоаппарат, лупа, проекционные аппараты)
Cлайд 21
* Задание 3. Предмет находится между фокусом линзы и её двойным фокусом F < d < 2F
Cлайд 22
* Задание 3. Предмет находится между фокусом линзы и её двойным фокусом F < d < 2F Изображение предмета увеличенное, действительное, перевёрнутое и расположенное по другую сторону от линзы за двойным фокусом линзы
Cлайд 23
* Проанализируйте построение изображения предмета, находящегося в фокусе линзы d = F Последовательность действий: Изобразите линзу и начертите её оптическую ось 2. По обе стороны от линзы отложите её фокусные расстояния (на чертеже они имеют произвольную длину, но по обе стороны от линзы одинаковую) 3. Изобразите предмет в фокусе 4. Начертите ход лучей, исходящих от крайней точки предмета 5. По расположению точки пересечения лучей, прошедших через линзу, нарисуйте изображение предмета 6. Сделайте вывод: какое изображение получено
Cлайд 24
* Предмет находится в фокусе линзы d = F
Cлайд 25
* Предмет находится в фокусе линзы d = F Изображение предмета будет размытым
Cлайд 26
* Задание 4. Постройте изображение предмета, находящегося между линзой и её фокусом d < F Последовательность действий: Изобразите линзу и начертите её оптическую ось 2. По обе стороны от линзы отложите её фокусные расстояния (на чертеже они имеют произвольную длину, но по обе стороны от линзы одинаковую) 3. Изобразите предмет между линзой и её фокусом 4. Начертите ход лучей, исходящих от крайней точки предмета 5. По расположению точки пересечения лучей, прошедших через линзу, нарисуйте изображение предмета 6. Сделайте вывод: какое изображение получено 7. Подумайте: какой оптический прибор даёт изображение с такими свойствами (фотоаппарат, лупа, проекционные аппараты)
Cлайд 27
* Задание 4. Предмет находится между линзой и её фокусом d < F
Cлайд 28
* Задание 4. Предмет находится между линзой и её фокусом d < F Изображение предмета увеличенное, мнимое, прямое и расположено между фокусом и двойным фокусом по ту же сторону от линзы, что и предмет
Cлайд 29
* Сравните свойства изображений, даваемых собирающей линзой при различных положениях предмета относительно линзы Сделайте вывод
Cлайд 30
* Зависят ли свойства изображения от расположения предмета относительно рассеивающей линзы? Построим изображения, даваемые рассеивающей линзой при различных расстояниях предмета от линзы (d)
Cлайд 31
* Проанализируйте построение изображения предмета, находящегося между рассеивающей линзой и её фокусом d < F Последовательность действий: Изобразите линзу и начертите её оптическую ось 2. По обе стороны от линзы отложите её фокусные расстояния (на чертеже они имеют произвольную длину, но по обе стороны от линзы одинаковую) 3. Изобразите предмет между рассеивающей линзой и её фокусом 4. Начертите ход 2 лучей, исходящих от крайней точки предмета 5. По расположению точки пересечения лучей, прошедших через линзу, нарисуйте изображение предмета 6. Сделайте вывод: какое изображение получено
Cлайд 32
* Предмет находится между рассеивающей линзой и её фокусом d
Cлайд 33
* Предмет находится между рассеивающей линзой и её фокусом d
Cлайд 34
* Проанализируйте построение изображения предмета, находящегося за двойным фокусом рассеивающей линзы d > 2F Последовательность действий: Изобразите линзу и начертите её оптическую ось 2. По обе стороны от линзы отложите её фокусные расстояния (на чертеже они имеют произвольную длину, но по обе стороны от линзы одинаковую) 3. Изобразите предмет за двойным фокусом рассеивающей линзы 4. Начертите ход 2 лучей, исходящих от крайней точки предмета 5. По расположению точки пересечения лучей, прошедших через линзу, нарисуйте изображение предмета 6. Сделайте вывод: какое изображение получено
Cлайд 35
* Предмет находится за двойным фокусом рассеивающей линзы d > 2F
Cлайд 36
* Предмет находится за двойным фокусом рассеивающей линзы d > 2F Изображение предмета уменьшенное, мнимое, прямое, расположенное по ту же сторону от линзы, что и предмет
Cлайд 37
* Сравните свойства изображений, даваемых рассеивающей линзой при различных положениях предмета относительно линзы Сделайте вывод
Cлайд 38
* Половина линзы закрыта непроницаемым экраном Что произойдёт с изображением? Сформулируйте гипотезу Проверьте экспериментально Ваша гипотеза подтвердилась?
Cлайд 39
* Проекционные аппараты дают на экране изображение: Увеличенное или уменьшенное? Мнимое или действительное? Где помещается предмет (киноплёнка)? Изображение прямое или перевёрнутое?
Cлайд 40
* Какие приборы дают увеличенное изображение предмета? На каком расстоянии от мелкого текста следует расположить данную линзу, чтобы она работала как лупа? Проверьте экспериментально
Cлайд 41
* Экспериментальное домашнее задание На плоскую стеклянную поверхность (дно стакана) поместите каплю прозрачной жидкости (воды, клея) и наблюдайте её действие в качестве линзы (получите изображение нити настольной лампы, используйте в качестве лупы). Измерьте фокусное расстояние линзы-капли при различных её диаметрах. Рассчитайте её оптическую силу. У больших или у маленьких капель фокусное расстояние меньше, т.е. больше оптическая сила?
Cлайд 42
* Оцени выполнение заданий по 5-балльной шкале № задания Количество баллов Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4
Cлайд 43
* Оцени результат своей деятельности на уроке по шкале: 19,20 б. – 5 17,18 б. – 4 14 -16 б. - 3
Cлайд 44
* Оцени свою деятельность на уроке сам (независимо от набранных баллов): Бесполезная Полезная Продуктивная
Cлайд 45
* Подумайте. Это интересно! Может ли предмет иметь одновременно и мнимое и действительное изображения? Какой оптический прибор по своему устройству наиболее похож на глаз человека?