Урок-исследование по теме : «Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем.»
Cлайд 2
Задачи урока: 1. Продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро, молярный объем, закон Авогадро. 2. Выявить их взаимосвязь, пользоваться ими при решении экспериментальных задач. 3. Вспомнить правила определения массы вещества и объема с помощью весов и измерительного цилиндра. 4. Закрепить навыки решения задач по данной теме.
Cлайд 3
Эпиграф: О, физика – наука из наук! Все впереди! Как мало за плечами! Пусть химия нам будет вместо рук. Пусть станет математика очами. Не разлучайте этих трех сестер Познания всего в подлунном мире, Тогда лишь будет ум и глаз остер И знанье человеческое шире. (отрывок из поэмы М. Алигер “Ленинские горы”)
Cлайд 4
1. Что такое количество вещества? 2. Что такое моль? 4. Сколько структурных единиц содержится в 1 моле? 5. Через какие величины можно определить количество вещества? 6. Что такое Молярная масса, с чем численно совпадает? Масса 3 моль H2O составляет ______________ Масса 20 моль СО2 составляет ____________ 7. Что такое молярный объем? Экспресс-опрос:
Cлайд 5
Количество вещества - физическая величина, которая означает определенное число структурных элементов (молекул, атомов, ионов) Обозначается n (эн) измеряется в международной системе единиц (Си) моль
Cлайд 6
Число Авогадро - показывает число частиц в 1 моль вещества Обозначается NA измеряется в моль-1 имеет числовое значение 6,02*1023
Cлайд 7
Молярная масса вещества численно равна его относительной молекулярной массе. Молярная масса - физическая величина, которая показывает массу в 1 моля вещества Обозначается М измеряется в г/моль М = т/n
Cлайд 8
Молярный объем - физическая величина, которая показывает объем, который занимает любой газ количеством вещества 1 моль Обозначается Vm измеряется в л/моль Vm = V/n При н.у. Vm=22,4л/моль
Cлайд 9
Теоретическое исследование Задача 1. В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона О3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не «озоновый эк ран» в атмосфере, то фотоны с большой энергией достигали бы поверхности Земли и уничтожали на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Саранска в воздушном пространстве над городом (вплоть до верхней границы стратосферы) приходится по 10 моль озона. Сколько молекул 03 и какая масса озона приходится в среднем на одного жителя Саранска?
Cлайд 10
Теоретическое исследование Задача 2. Рассчитайте объем, который занимает (при н. у.) порция газа, необходимого для дыхания, если в этой порции содержится 2,69 • 1022 молекул этого газа. Какой это газ?
Cлайд 11
Практическое исследование Задание №1. Каждый день мы употребляем сахар, например, когда пьем чай. Но вы когда-нибудь задумывались: 1. сколько моль сахара содержится в кусочке рафинада? 2. какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем?
Cлайд 12
Карта исследования по теме: «Количество вещества. Моль. Молярная масса». Оборудование: Весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага. Вещества: Вода, сахар рафинад. Порядок выполнения работы: Вспомните правила взвешивания (см. Приложение 1). В таблице расчетов запишите молекулярную формулу сахара, если известно, что в состав её молекулы входят двенадцать атомов углерода, двадцать два атома водорода, и одиннадцать атомов кислорода. Подсчитайте её молекулярную массу и результат запишите в таблицу. На весах взвесьте 1 кусочек рафинада, сделайте соответствующие расчёты в таблице и определите, какое количество сахарозы вы выпиваете с чаем.
Cлайд 13
Таблица расчётов. Название вещества Масса вещества Молекулярная формула Молярная масса Объём вещества Плотность вещества Вычисления Вывод
Cлайд 14
Карта исследования по теме: «Количество вещества. Моль. Молярная масса». В мерный цилиндр отмерьте 70 мл воды. Определите, какое количество моль воды содержится в этом объёме. Вспомните правила определения объёма жидкости (см. Приложение 2). Посчитайте количество молекул напитка, если известно, что в стакане 50 мл. Сделайте вывод по работе.
Cлайд 15
Практическое исследование Задание №2. Вам нужно приготовить сахарный сироп, например, для десерта (он готовится в отношении сахара к воде 2:1).
Cлайд 16
Практическое исследование Задание №3. Пока вы проводили расчёты, я вам разлила в стаканчик минеральную воду, объемом 50 мл. Вы можете выпить её и ответить на вопрос: Сколько молекул этого напитка вы сейчас проглотили? Что нужно для этого знать?
Cлайд 17
Вывод: Зная массу вещества и объём, можно найти количество вещества, а по количеству вещества можно определить m, N, V, т.е. все эти величины взаимосвязаны.
Cлайд 18
Домашнее задание: Повторить п.13-16, задача 5 на стр.58
Cлайд 19
Cлайд 20
Презентация разработки темы в курсе 8 класса. Подготовила учитель химии ОГРИНА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА