Код презентации скопируйте его
1. Задачи урока: Развивающие: Продолжить развивать навыки использования справочной литературы, работать с таблицами. Продолжить формирование вычислительных навыков. Воспитательные: Воспитывать чувство ответственности. Образовательные: Раскрыть физическую сущность процесса кипения жидкости; Объяснить постоянство температуры жидкости в процессе кипения; Ввести новую физическую величину- удельную теплоту парообразования;
2.Актуализация знаний учащихся. Учащиеся отвечают на вопросы, помещённые в коробочки. 1.Почему температура воды в открытом стакане всегда бывает немного выше температуры воздуха в комнате? 2.Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую?
Вопросы: 3. При выходе из реки после купания мы ощущаем холод. Почему? 4.Сырые дрова горят хуже, чем сухие. Почему? 5.Почему зимой на улице при дыхании заметно выделение пара, а летом нет? 6.Почему горячий чай остывает быстрее, если на него дуют? 7.В блюдце и в стакан налита вода одинаковой массы. Где вода быстрее испарится? Почему? 8.Чтобы остудить воду в летнюю жару, её наливают в сосуды , изготовленные из слабообожжённой глины, сквозь которую вода медленно просачивается. Вода в таких сосудах холоднее окружающего воздуха. Почему?
3. Изучение нового материала. Наблюдение (и комментарий учителя) процесса закипания и кипения жидкости. Смотри приложение №2«КИПЕНИЕ»
Обсуждение вопросов: Какими явлениями сопровождается процесс кипения? Почему и где образуются пузырьки? Почему пузырек увеличивается в объеме? Изобразите силы, действующие на пузырек. Почему вода «шумит»? Чем отличается процесс кипения от процесса испарения?
Выводы: Необходимость подведения энергии к кипящей жидкости. Неизменность температуры кипения жидкости во время парообразования.
испарение жидкости происходит только с её свободной поверхности; при кипении жидкость испаряется не только со свободной поверхности, но и внутрь пузырьков воздуха; испарение жидкости происходит при любой температуре; кипение жидкости (от начала и до конца) происходит при определённой и постоянной для каждой жидкости температуре. : Отличие процесса кипения от процесса испарения жидкости
Работа с таблицей температуры кипения различных жидкостей. Температура, при которой жидкость кипит, называют температурой кипения.
Обсуждение вопросов: Для производственных целей в пищевой промышленности (например для варки свеклы) требуется температура воды выше 100 ◦C . Каким образом можно получить такую температуру? Смотри приложение №3«Кипение воды при различном давлении».
Интересные факты. На самой высокой горе - Джомолунгме (Гималаи) на высоте 8848м вода кипит при 70°С, а в кастрюлях-скороварках температура кипения достигает 120°С при давлении 200 кПа.
Обсуждение вопросов: - Почему температура кипения не изменяется в процессе кипения? - На что расходуется энергия, подводимая к телу в процессе кипения? - Чем можно обжечься сильнее - кипящим маслом или кипящей водой?
Мысленный эксперимент. Предлагается провести мысленный эксперимент: если взять разные жидкости массой 1кг каждое, одинаковое ли количество теплоты требуется каждому веществу, чтобы его полностью испарить при температуре кипения.
5. Удельная теплота парообразования. (L) Единица удельной теплоты парообразования-Дж/кг В парообразном состоянии вещество имеет большее значение внутренней энергии по сравнению с внутренней энергией этого же вещества (равной массы) в жидком состоянии ( на величину удельной теплоты парообразования)
Работа с таблицей удельной теплоты парообразования некоторых веществ. Удельная теплота паробразования – L (Дж/кг)
Обсуждение удельной теплоты парообразования некоторых веществ. а)Что обладает большей внутренней энергией: вода при 100 ◦C , или её пар той же массы и при той же температуре? в)Какое количество теплоты необходимо сообщить 1 кг ртути, имеющей температуру 357 ◦C, чтобы испарить её?
4.Закрепление изученного. Решение задачи: Лёд при температуре –20 ◦C превращается в пар. Какие тепловые процессы при этом должны произойти? Изобразите тепловые процессы графически . . t С -20 0 100 время А В С Д Е
. Составь формулы В конвертах находятся буквы, обозначающие изученные физические величины и учащиеся составляют формулы определения количества теплоты для процессов, изображённых на графике.
Обсуждение вопросов:. Нагреется ли до более высокой температуры вода, если она будет кипеть дольше? Какие силы действуют на пузырёк воздуха, наполненный паром, когда он находится внутри жидкости?
В каком из сосудов ( №1 или №2) вода будет горячее, если температура вливаемого кипятка и пропускаемого пара, а также другие условия опыта одинаковы?
В каком из сосудов ( №1 или №2) вода будет горячее, если впустить одинаковое количество пара воды и пара эфира?