Проверка домашнего задания. Дайте определение понятия «радиоактивность». Назовите виды радиационно-опасных объектов. Расскажите о видах происшествий на АЭС. Расскажите об опасности загрязнения природной среды.
Cлайд 3
На всё живое на земле извечно действовало излучение – ионизирующее излучение, т.е. естественный радиационный фон земли. Проходя через ткань, ионизирующее излучение переносит энергию и ионизирует атомы в молекулах, которые играют важную биологическую роль. Поэтому облучение любыми видами ионизирующего излучения влияет на здоровье.
Cлайд 4
Cлайд 5
Альфа-лучи Бета-лучи Гамма-лучи Поток положительно заряженных атомов гелия Поток отрицательно заряженных электронов,скорость которых близка к скорости света и которые обладают большей проникающей способностью, чем альфа-лучи Лучи, подобныерентгеновским, но обладающие еще большей проникающей способностью и представляющие собой электромагнитные волны
Cлайд 6
Практическая работа. Используя таблицу 8 (учебник, стр.90), назовите: - наименее опасное для человека излучение; - наиболее опасные для человека виды излучений и способы защиты от их воздействия.
Cлайд 7
В качестве единицы измерения радиоактивности принято одно ядерное превращение (распад) в секунду. В Международной системе единиц измерения эта единица получила название беккерель (Бк). Широко используется и внесистемная единица – кюри (Ки).
Cлайд 8
Важной характеристикой всех радиоактивных элементов является период полураспада - время, в течение которого их радиоактивность уменьшается в 2 раза. Период полураспада: для калия-41 – доли секунды; для йода-131 – 8 суток; для урана-238 – несколько млрд лет;
Cлайд 9
Доза Определение Единицы измерения Экспозиционная доза Величина, используемая для характеристики степени ионизации воздуха под воздействием рентгеновского и гамма-излучения Р (Кл/кг) Поглощенная доза Количество энергии радиоактивного излучения, поглощенной человеком Гр Эквивалентная доза Величина,используемая для учета разных видов излучений Зв (100 бэр=1 Зв)
Cлайд 10
Проверочная работа. Используя таблицу 9 (учебник, стр. 93), ответьте на вопросы: Какая доза облучения является смертельной для человека? При какой дозе облучения наступает лучевая болезнь? Какие бывают степени лучевой болезни? Каковы симптомы 1-ой, 2-ой и 3-ей степени облучения?
Cлайд 11
Cлайд 12
Биологическое действие ионизирующих излучений: - неся в себе огромную опасность, оно не ощутимо человеком; существует скрытый период проявления действия ионизирующего излучения, которым может быть продолжительным; одним их последствий являются наследственные заболевания, возникающие в результате мутаций; получаемые человеком дозы излучений накапливаются в организме; наиболее чувствительны к облучению дети в период роста.
Cлайд 13
Вопросы для закрепления материала: Какова природа радиоактивной опасности? Какие особенности биологического действия ионизирующего излучения делают его одним из самых коварных врагов всего живого? Назовите основные виды ионизирующих излучений. Альфа-излучение обладает слабой проникающей способностью: его задерживает даже лист бумаги. Чем же обусловлена его способность вызывать значительные биологические повреждения живых клеток?
Cлайд 14
1. Способность солей урана испускать таинственные лучи открыл: Анри Беккерель; Пьер Кюри; Мария Кюри.
Cлайд 15
2. В каком году между государствами был подписан договор об ограничении испытаний ядерного оружия: в 1963; в 1945; в 1972.
Cлайд 16
3. Объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором может произойти радиоактивное заражение людей, животных и растений,: химически опасный объект; радиационно опасный объект; пожароопасный объект.
Cлайд 17
4. Бета-излучение - это поток: ядер атомов гелия; электронов; нейтронов.
Cлайд 18
5. Это излучение наиболее опасное, надежная защита от него – противорадиационное укрытие или глубокий подвал: гамма-излучение; нейтронное излучение; альфа-излучение; бета-излучение;
Cлайд 19
6. Лучевая болезнь может возникнуть при дозе облучения: свыше 50 бэр; свыше 100 бэр; свыше 300 бэр.
Cлайд 20
Домашнее задание: Учебник: параграф 4.2, ответить на вопросы на стр. 94.