ЛИНЗЫ Построение изображения в собирающих линзах Автор: Александрова З.В. (8 класс)
Cлайд 2
Обучающая: сформировать понятия о линзах, видах линз и их основных характеристиках; сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом. Развивающая: развивать умения оперировать суждениями; развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке; включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления; поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности. Воспитательная: воспитывать познавательный интерес, интерес к предмету. Цели урока
Cлайд 3
Линзой называется прозрачное тело, ограниченное двумя криволинейными (чаще всего сферическими) или криволинейной и плоской поверхностями. Линза Первое упоминание о линзах можно найти в древнегреческой пьесе Аристофана «Облака» (424 до н. э.), где с помощью выпуклого стекла и солнечного света добывали огонь. Линза (нем. Linse, от лат..lens - чечевица) – диск из прозрачного однородного материала, ограниченный двумя полированными поверхностями – сферическими или сферической и плоской. Линза
Cлайд 4
Виды линз Выпуклые линзы Вогнутые линзы Линза, у которой края намного тоньше, чем середина, является выпуклой. Линза, у которой края толще, чем середина, является вогнутой. Выпуклые линзы
Cлайд 5
Виды линз и ход лучей в них
Cлайд 6
Если на собирающую линзу падает пучок лучей, параллельных главной оптической оси, то после преломления в линзе они собираются в одной точке F, которая называется главным фокусом линзы. В фокусе рассеивающей линзы пересекаются продолжения лучей, которые до преломления были параллельны ее главной оптической оси. Фокус рассеивающей линзы мнимый. Главных фокусов два; они расположены на главной оптической оси на одинаковом расстоянии от оптического центра линзы по разные стороны от нее. Фокус линзы фокус линзы (F) оптический центр линзы главная оптическая ось линзы
Cлайд 7
Оптическая сила линзы дптр D > 0 для собирающих линз. D < 0 для рассеивающих линз. Величина, обратная фокусному расстоянию линзы, называется ее оптической силой. Оптическая сила обозначается буквой D. За единицу оптической силы принята диоптрия. 1 диоптрия – это оптическая сила линзы, фокусное расстояние которой равно 1 м.
Cлайд 8
Построение изображения точки в собирающей линзе Пусть точка лежит вне главной оптической оси, тогда изображение S` можно построить с помощью любых двух лучей, приведенных на рисунке.
Cлайд 9
Построение изображения точки в собирающей линзе Пусть светящаяся точка S лежит на главной оптической оси.
Cлайд 10
Ход лучей в собирающей линзе А В А’ B’ O 2F F F 2F
Cлайд 11
Если предмет расположен между фокусом и точкой двойного фокуса, то изображение получится действительным, обратным, увеличенным (фотоувеличитель, киноаппарат, фильмоскоп). Построение изображения предмета в выпуклой линзе
Cлайд 12
Ход лучей в собирающей линзе А В А’ B’ O 2F F F 2F
Cлайд 13
Если предмет расположен за точкой двойного фокуса, то изображение получится действительным, обратным, уменьшенным (фотоаппарат, глаз). Построение изображения предмета в выпуклой линзе
Cлайд 14
Если предмет расположен в точке двойного фокуса, то изображение получится действительным, обратным, равным предмету. Построение изображения предмета в выпуклой линзе
Cлайд 15
Если предмет расположен в фокусе, то изображение будет в бесконечности (изображения не будет). Построение изображения предмета в выпуклой линзе
Cлайд 16
Если предмет расположен между фокусом и оптическим центром линзы, то изображение будет мнимым, прямым, увеличенным (лупа). Построение изображения предмета в выпуклой линзе
Cлайд 17
Если предмет расположен в бесконечности, то лучи пересекутся в фокусе. Построение изображения предмета в выпуклой линзе
Cлайд 18
Размеры и расположение изображения предмета в собирающей линзе зависят от положения предмета относительно линзы. В зависимости от того, на каком расстоянии от линзы находится предмет, можно получить или увеличенное изображение (F < d < 2F), или уменьшенное (d > 2F). Вывод
Cлайд 19
При любом расстоянии от предмета до рассеивающей линзы она дает мнимое, прямое, уменьшенное изображение. Построение изображения предмета в рассеивающей линзе
Cлайд 20
Что такое линза? Каковы ее свойства? Что называется главной оптической осью линзы? Какую точку называют фокусом линзы? Что такое фокусное расстояние линзы? Как по внешнему виду линз можно узнать, у какой из них короче фокусное расстояние? Какая из двух линз, имеющих разные фокусные расстояния, дает большее увеличение? Почему выпуклую линзу называют собирающей? Почему вогнутую линзу называют рассеивающей? Фронтальная беседа
Cлайд 21
Почему в солнечный летний день нельзя поливать цветы в саду? Склеив два выпуклых стекла от часов, можно получить воздушную выпуклую линзу. Если такую линзу поместить в воду, то будет ли она собирающей линзой? Сравни два рисунка. Что общего? Чем они отличаются? Подумай и ответь
Cлайд 22
Рисунок в схематическом виде перенесите в тетрадь с соблюдением масштаба. Используя графический метод, определите оптическую силу линзы. Выполните необходимые построения хода лучей. Задача
Cлайд 23
Собирающая линза, используемая в качестве лупы, дает … действительное, увеличенное изображение; действительное, уменьшенное изображение; мнимое, уменьшенное изображение; мнимое, увеличенное изображение. Вопрос 1
Cлайд 24
С помощью линзы на экране получено перевернутое изображение пламени свечи. Как изменятся размеры изображения, если часть линзы заслонить листом бумаги? Часть изображения пропадет. Размеры изображения не изменятся. Размеры увеличатся. Размеры уменьшатся. Вопрос 2
Cлайд 25
Применение линз Линзы являются универсальным оптическим элементом большинства оптических систем. Двояковыпуклые линзы используются в большинстве оптических приборов, такой же линзой является хрусталик глаза. Линзы-мениски широко применяются в очках и контактных линзах. В сходящемся пучке за собирающей линзой световая энергия сосредотачивается в фокусе линзы. На этом принципе основано выжигание с помощью лупы.
Cлайд 26
Рефлексия (отметьте свой вариант ответа в таблице) Суждения Да Нет Не знаю На уроке я: узнал много нового; показал свои знания; с интересом общался с учителем и одноклассниками. На уроке я чувствовал себя: свободно; скованно; уютно. На уроке мне понравилось: коллективное решение познавательных задач и вопросов; наглядность; другое (указать).
Cлайд 27
Спасибо за внимание, спасибо за урок! Домашнее задание § 66-67, упр. 33 (1), упр. 34 (2, 3) (Перышкин А.В. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2007).