Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.
Cлайд 2
Работа по карточкам В чем заключаются основная цель и задача науки? 2. Почему можно утверждать, что развитие биологии определялось разработкой и применением новых научных методов исследования? 3. Какое значение имели описательный и сравнительный методы для развития биологии? 4. В чем сущность исторического метода? 5. Почему экспериментальный метод получил наибольшее распространение в XX веке? 6.Какие направления в развитии биологии вы можете выделить, кратко охарактеризуйте их?
Cлайд 3
Дополните предложения 1. Является основателем генетики… 2. Основоположник медицины ….. 3. Создатель эволюционной теории…. 4. Основоположник ботаники…. 5. Сформулировал закон зародышевого сходства…. 1. Авторы клеточной теории….. 2. Основоположник классификации….. 3. Основоположник зоологии….. 4. Создатель первого анатомического альбома….. 5. Создатель первой теории эволюции…
Cлайд 4
Расположите основные этапы научного исследования в правильном порядке. Построение теории. Постановка проблемы. Гипотеза. Подтверждение – опровержение. Получение фактов. Конструирование гипотез. Теория. Проверка гипотез.
Cлайд 5
Ответ 5, 2, 6, 3, 8, 4, 1, 7. Почему очень сложно дать определение понятия «жизнь»?
Cлайд 6
Cлайд 7
Жизнь - активное, идущее с затратой энергии, полученной извне, поддержание и самовоспроизведение специфических структур, состоящих из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.
3. Открытость. Питание 2. Дыхание 1. Выделение 4. Обмен веществ и энергии.
Cлайд 12
3. Открытость. 4. Обмен веществ и энергии. Метаболизм Анаболизм Ассимиляция Пластический обмен Катаболизм Диссимиляция Энергетический обмен
Cлайд 13
5. Саморегуляция. Гомеоста з (др.-греч. ὁμοιοστάσις от ὁμοιος — одинаковый, подобный и στάσις — стояние, неподвижность) — саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия. Стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды.
Cлайд 14
6. Самовоспроизведение (репродукция). Какие формы размножения встречаются в природе, чем они отличаются?
Cлайд 15
7. Развитие и рост. Филогенез – эволюция, онтогенез. В чем отличие роста от развития?
Cлайд 16
8. Раздражимость. Раздражимость – избирательная реакция на внешние воздействия. Реакция на раздражение - рефлекс. Рефлекс осуществляется посредством нервной системы.
Cлайд 17
Фототаксис – движение к свету Хемотаксис – перемещение по отношению к концентрации химических веществ
Cлайд 18
9. Наследственность и изменчивость. Насле дственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Изменчивость — разнообразие признаков среди представителей данного вида, также свойство потомков отличаться от родительских форм.
Cлайд 19
10 . Дискретность (прерывность, разделенность) является всеобщим свойством материи, специфически проявляющимся на уровне живых систем. Любая биологическая система, например организм, вид, биогеоценоз, состоит из отдельных, относительно автономных, но тем не менее взаимодействующих частей, образующих структурно-функциональное единство.
Cлайд 20
11. Приспособленность - это целесообразность организмов, их соответствие среде обитания. С позиций современной биологии целесообразность не дана организму изначально творцом, а сформировалась в результате длительного процесса эволюции.
клетка органы популяция вид организм ткани биоценоз биогеоценоз биосфера
Cлайд 23
Cлайд 24
Cлайд 25
Заполните таблицу Уровни организации Биологическая система Элементы, образующие систему Молекулярный Клеточный Организменный Популяционно-видовой Биогеоценоти- ческий Биосферный
Cлайд 26
Распределите указанные понятия по соответствующим уровням организации жизни: А. Тайга, Б. нуклеиновые кислоты, В. нейрон, Г. одуванчик, Д. заяц беляк, Е. вода, Ж. мухомор, З. все живые организмы Земли, И. яйцеклетка, К. ромашка лекарственная, Л. пустыня, М. витамины 1. Молекулярный 2. Клеточный 3. Организменный 4. Популяционно-видовой 5. Биогеоценоти- ческий 6. Биосферный
Cлайд 27
Домашнее задание: изучить § 3, 4 ответить на вопросы - с. 15. (4,5) 1 –Б,Е,М. 2- В,И. 3- Г,Ж. 4- Д,К. 5- А,Л. 6 -З.