Код презентации скопируйте его
Подготовила: Хомякова Наталья Юрьевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ п.Тимирязевский
Кукарямба! Что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки”?
Заимствование слов из других языков Образование новых слов с помощью словообразующих аффиксов
Слово делится на части. Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
Способы словообразования Морфологический способ Приставочный Приставочно- суффиксальный Суффиксальный Бессуффиксный Сложение
преопасный опасный кое-кто кто выбежать бежать - появление новых слов в результате присоединения к производящей основе приставки
Желток желтый Глазастый глаз Зеленеть зеленый - появление новых слов в результате присоединения к производящей основе суффикса
сокурсник курс переносица нос вчитаться читать Проверь! Нет однокоренного слова «курсник» не приставочный способ. Нет однокоренного слова «сокурс» не суффиксальный способ. появление новых слов путём одновременного присоединения к основе приставки и суффикса
Заплыв заплывать Синь синий Привал привалить Проверь! Существительное должно иметь значение действия (существительное образовано от глагола, а не наоборот) или значение признака (существительное образовано от прилагательного, а не наоборот) - появление новых слов без добавления аффиксов.
Способы словообразования Неморфологический способ Морфолого-синтаксический Лексико-семантический Лексико-синтаксический
- появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов Прапорщик(воинское звание) прапорщик (знаменосец) Бригадир (руководитель трудового коллектива) бригадир (воинское звание)
появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую Столовая (помещение) [ сущ.] столовая (ложка) [ прилаг.] Караул! [ междомет.] караул [ сущ.]
- появление новых слов в результате сращений сочетаний слов Высококачественный высоко + качественный Тотчас тот + час
Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей! От слова дом за 2 минуты образуйте как можно больше слов, определяя при этом способ.
подр..сти, пирож..к, бе..дорожье, пр..грус..ный, пр..глупо, сам..лёт..к, медвеж..нок, пар..ход, тиш.., лес..степь, завис..ливость, ошейник, вв..рху, бег, мор..плаватель а о о о о е т е о и ь т е е з Распределите слова по столбикам в зависимости от способа словообразования.
Приставоч ный Суффиксаль ный Приставоч но-суффиксальный Сложение подрасти прегрустный преглупо пирожок медвежонок завистливость, самолётик бездорожьеошейник вверху пароход лесостепь мореплаватель
Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом Направо Вбежать Переносить Бесполезный
Найдите слово, образованное суффиксальным способом 1. Застелить 2. Нежность 3. Собеседник 4. Нефтепровод
Найдите слово, образованное бессуффиксным способом Преподавательница Лесостепь Антивоенный Рассказ
Прочитайте предложения и выполните данные ниже задания (1)Повести Василя Быкова – это рассказы очевидца о событиях Великой Отечественной войны. (2) Герои его книг – офицеры и рядовые Советской Армии, которые в тяжёлых, беспощадных условиях смогли остаться верными своему долгу, своей Родине. Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное способом перехода из одной части речи в другую. Укажите способ образования слова рассказы.