X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

Ассоциативность языковых средств

Скачать эту презентацию

Презентация на тему Ассоциативность языковых средств

Скачать эту презентацию
Cлайд 1
Ассоциативность языковых средств. И.А. Бунин. «И цветы, и шмели…» Автор: Ерин... Ассоциативность языковых средств. И.А. Бунин. «И цветы, и шмели…» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №3» г.Сарова Нижегородской области. 2010
Cлайд 2
Чтение художественного произведения требует активности читателя, работы вообр... Чтение художественного произведения требует активности читателя, работы воображения и мысли: мы сопоставляем картины друг с другом и с чем-то ранее известным, обобщаем прочитанное.
Cлайд 3
И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок нас... И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет - господь сына блудного спросит: "Был ли счастлив ты в жизни земной?" И забуду я все - вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав - И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав. Прочитайте стихотворение И.А.Бунина
Cлайд 4
Какая картина рисуется в вашем воображении при прочтении этого стихотворения?... Какая картина рисуется в вашем воображении при прочтении этого стихотворения? Что является в нём символом красоты? Читая стихотворение, мы воссоздаём в воображении картину знойного летнего полдня, видим безоблачное небо, полевую дорогу, цветы, колосья и травы, слышим гудение шмелей и понимаем: вот оно прекрасное. «Полевые пути меж колосьев и трав» вобрали в себя всё, что есть прекрасного в мире, выросли в символ красоты.
Cлайд 5
Но почему лирический герой называет себя блудным сыном, который припадает к м... Но почему лирический герой называет себя блудным сыном, который припадает к милосердным коленам? Эти слова обладают ассоциативностью (лат. associatio – соединение), благодаря чему они становятся способными вызвать реминисценции, т.е. напомнить об известных явлениях. Каких? Притча о блудном сыне, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Ассоциации необычайно углубляют смысл произведения.
Cлайд 6
И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок нас... И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... Срок настанет - господь сына блудного спросит: "Был ли счастлив ты в жизни земной?" И забуду я все - вспомню только вот эти Полевые пути меж колосьев и трав - И от сладостных слез не успею ответить, К милосердным коленям припав. Какие смыслы открывает нам первое прочтение стихотворения? О чём идёт речь? Речь идёт об итоге жизни. Господь спрашивает человека, был ли тот счастлив. И человек вспоминает моменты наивысшего счастья – встречу с Прекрасным. Но он чувствует какую-то вину, в чём-то раскаивается.
Cлайд 7
В чём раскаивается лирический герой? Понять это можно, вспомнив библейскую пр... В чём раскаивается лирический герой? Понять это можно, вспомнив библейскую притчу. Младший сын не просто ушёл от отца, забрав свою долю наследства. Сын как бы сказал отцу: ты мне не нужен, нужно только наследство, я хочу получить всё сейчас и жить по-своему. Но юноша не смог жить своим умом и вынужден возвратиться к отцу. А отец не только не прогнал его, но радостно принял как сына, поступил не по справедливости, а по милосердию. Поэтому так выразителен бунинский эпитет «к милосердным коленам».
Cлайд 8
Как углубляется наше восприятие произведения благодаря ассоциативным связям с... Как углубляется наше восприятие произведения благодаря ассоциативным связям стихотворения с картиной Рембрандта? Мы вспоминаем картину Рембрандта : измученного человека в лохмотьях, припавшего к коленам отца. Вся фигура сына говорит о пережитых невзгодах, о раскаянии, а жест старика выражает любовь и прощение.
Cлайд 9
Но ведь в произведении говорится ещё и о взаимоотношениях человека и Бога. Но ведь в произведении говорится ещё и о взаимоотношениях человека и Бога.
Cлайд 10
И вот теперь, проследив все ассоциативные связи, вникнем в смысл стихотворени... И вот теперь, проследив все ассоциативные связи, вникнем в смысл стихотворения. Речь идёт об осмыслении жизни. Поэт высказывает мысль: человек в земной жизни забывает о Небесном Отце, пытается жить по-своему, но рано или поздно вынужден возвратиться к Нему. И только вернувшись к Отцу, человек в полной мере осознаёт, что красота – это мир, окружавший его. И душу человека переполняет чувство благодарности к Богу, который создал эту красоту и подарил её человеку. В его сладостных слезах всё: и прозрение, и раскаяние, и мольба о прощении, и чистая сыновняя любовь. Мысль автора выражена благодаря ассоциативности лексики.
Cлайд 11
Ассоциативностью обладает не только лексика, но и все стороны языка. Синтакси... Ассоциативностью обладает не только лексика, но и все стороны языка. Синтаксические особенности стихотворения Пушкина»Пророк» вызывает в памяти стиль Библии. Использование народно-поэтического стиля в поэме Лермонтова «Песня про…купца Калашникова» составляет неотъемлемую сторону произведения.
Cлайд 12
Вызывать ассоциации могут фонетические средства языка, особенности интонации,... Вызывать ассоциации могут фонетические средства языка, особенности интонации, размер стиха. Докажите это, обратившись к стихотворению Пушкина «На статую играющего в бабки». Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено Бодро оперся, другой поднял меткую кость. Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный, Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.
Cлайд 13
Обобщим сказанное Ассоциативность – способность высказывания вызывать в памят... Обобщим сказанное Ассоциативность – способность высказывания вызывать в памяти читателя реминисценции – напоминать о других произведениях. Устанавливая связь изображения с определёнными явлениями жизни, с мыслями других художников, ассоциативность углубляет его смысл.
Cлайд 14
Литература Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой. Литература Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.
Скачать эту презентацию
Наверх