Код презентации скопируйте его
 Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков. Коммуникативная функция речи состоит в том, что с помощью речи передается информация от человека к человеку. Интеллектуальная функция речи заключается в том, что для человека она также служит средством мышления. Она проявляется во внутренней речи, а также во внешних формах речи: диалоге и монологе. Регулятивная функция речи выражается в том, что речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ею пользуется, а также психикой и поведением других людей. Психодиагностическая функция речи заключается в том, что по речи человека можно судить о психологических особенностях данного человека, о его познавательных процессах, психических состояниях и свойствах. Этой функцией речи в общении с людьми мы пользуемся постоянно, внимательно прислушиваясь к тому, что они говорят, и пытаясь по высказываниям человека судить о нем самом как о личности. Языковая - любая речь принадлежит какой-либо языковой культуре (русский язык, украинский язык, татарский язык, немецкий язык и т.д.)
    
    Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков. Коммуникативная функция речи состоит в том, что с помощью речи передается информация от человека к человеку. Интеллектуальная функция речи заключается в том, что для человека она также служит средством мышления. Она проявляется во внутренней речи, а также во внешних формах речи: диалоге и монологе. Регулятивная функция речи выражается в том, что речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ею пользуется, а также психикой и поведением других людей. Психодиагностическая функция речи заключается в том, что по речи человека можно судить о психологических особенностях данного человека, о его познавательных процессах, психических состояниях и свойствах. Этой функцией речи в общении с людьми мы пользуемся постоянно, внимательно прислушиваясь к тому, что они говорят, и пытаясь по высказываниям человека судить о нем самом как о личности. Языковая - любая речь принадлежит какой-либо языковой культуре (русский язык, украинский язык, татарский язык, немецкий язык и т.д.)
 Нормы по развитию речи 2 года – запас слов до 200 – 300, ребенок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами; появляются предложения из трех слов; 2 года 6 мес. – многословные предложения; 2. 5 – 3 года – еще могут быть трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков; 3 года – запас слов до 800 – 1000; употребляют грамматические формы: изменяют существительные по падежам, числам, глагол – по родам и временам, числам и лицам; 3 – 4 года – второй период вопросов «почему?» и «когда?». Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков; 4 года – развернутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. Запас слов до 2000. 4 – 5 лет – короткие рассказы. Почти все недостатки произношения исчезают. 5 лет – умеют составлять рассказ по картинке, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов около 2500. 6 лет – используют сложные и распространенные предложения, отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Составляют рассказ из 40 – 50 предложений, с развитием сюжета.
    
    Нормы по развитию речи 2 года – запас слов до 200 – 300, ребенок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями, предлогами; появляются предложения из трех слов; 2 года 6 мес. – многословные предложения; 2. 5 – 3 года – еще могут быть трудности с произношением свистящих, шипящих, сонорных звуков; 3 года – запас слов до 800 – 1000; употребляют грамматические формы: изменяют существительные по падежам, числам, глагол – по родам и временам, числам и лицам; 3 – 4 года – второй период вопросов «почему?» и «когда?». Могут сохраняться недостатки в произношении длинных и малознакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков; 4 года – развернутые предложения, используют все части речи. Группируют предметы по классам: одежда, посуда, животные и т.д. Запас слов до 2000. 4 – 5 лет – короткие рассказы. Почти все недостатки произношения исчезают. 5 лет – умеют составлять рассказ по картинке, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов около 2500. 6 лет – используют сложные и распространенные предложения, отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Составляют рассказ из 40 – 50 предложений, с развитием сюжета.
 Нормы по становлению звуков речи В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П. В период от года до трех лет усваиваются другие артикуляторно простые звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й. От 3 до 5 лет появляются более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч). До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми по артикуляции звуками. В период от 5 до 6 лет появляются самые артикуляторно сложные звуки (Р, Л). Оптимальный возраст для коррекции и развития речи – дошкольное детство
    
    Нормы по становлению звуков речи В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П. В период от года до трех лет усваиваются другие артикуляторно простые звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й. От 3 до 5 лет появляются более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч). До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми по артикуляции звуками. В период от 5 до 6 лет появляются самые артикуляторно сложные звуки (Р, Л). Оптимальный возраст для коррекции и развития речи – дошкольное детство
 Нарушения речи Нарушения звукопроизношения Нарушения голоса Нарушения темпа и ритма Нарушения грамматического строя речи Недоразвитие связной речи
    
    Нарушения речи Нарушения звукопроизношения Нарушения голоса Нарушения темпа и ритма Нарушения грамматического строя речи Недоразвитие связной речи
 Можно выделить некоторые виды дефектов речи: задержка речевого развития (ЗРР); общее недоразвитие речи (ОНР); фонетические и фонематические нарушения (ФиФН); дислалия; дизартрия (стертая форма дизартрии и дизартрический компонент); заикание и др.
    
    Можно выделить некоторые виды дефектов речи: задержка речевого развития (ЗРР); общее недоразвитие речи (ОНР); фонетические и фонематические нарушения (ФиФН); дислалия; дизартрия (стертая форма дизартрии и дизартрический компонент); заикание и др.
 ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)  ФФНР и ФНР Фонетико-фонематическоенедоразвитиеречи- это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. Основные проявления: •·         Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е.один и тот же звук может служить для ребенка заменителемдвух или более звуков. Например, вместо звуков "с", "ч", "ш" ребенок произносит звук "ть": "тюмка" вместо "сумка", "тяска" вместо "чашка", "тяпка" вместо "шапка"; •·         Замена одних звуков другими, имеющимиболее простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками "т" и "д", "р" заменяется на "л", "ш" заменяется на "ф". "Табака" вместо "собака", "лыба" вместо "рыба", "фуба" вместо "шуба"; •·         Смешение звуков, т.е. неустойчивое употреблениецелого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки "р", "л" и "с" изолированно, но в речевых высказываниях вместо "столяр строгает доску" говорит "старялстлагаетдошку";
    
    ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)  ФФНР и ФНР Фонетико-фонематическоенедоразвитиеречи- это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. Основные проявления: •·         Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е.один и тот же звук может служить для ребенка заменителемдвух или более звуков. Например, вместо звуков "с", "ч", "ш" ребенок произносит звук "ть": "тюмка" вместо "сумка", "тяска" вместо "чашка", "тяпка" вместо "шапка"; •·         Замена одних звуков другими, имеющимиболее простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками "т" и "д", "р" заменяется на "л", "ш" заменяется на "ф". "Табака" вместо "собака", "лыба" вместо "рыба", "фуба" вместо "шуба"; •·         Смешение звуков, т.е. неустойчивое употреблениецелого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки "р", "л" и "с" изолированно, но в речевых высказываниях вместо "столяр строгает доску" говорит "старялстлагаетдошку";
 ОНР - общее недоразвитие речи ОНР - общее недоразвитие речи - это такое нарушение речи которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка), отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Своевременная и длительная логопедическая помощь в конечном результате позволяет подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной (речевой) школе.
    
    ОНР - общее недоразвитие речи ОНР - общее недоразвитие речи - это такое нарушение речи которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка), отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Своевременная и длительная логопедическая помощь в конечном результате позволяет подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной (речевой) школе.
 «Учимся говорить» Дополнительная услуга по коррекции речи Цели: Коррекционная (устранить, компенсировать дефекты речи) Образовательная (научить, как правильно) Оздоровительная (нормализация работы органов речи, мышц языка и т.д.) Воспитательная (бережное отношение к книге, ведение тетради – привитие учебных навыков)
    
    «Учимся говорить» Дополнительная услуга по коррекции речи Цели: Коррекционная (устранить, компенсировать дефекты речи) Образовательная (научить, как правильно) Оздоровительная (нормализация работы органов речи, мышц языка и т.д.) Воспитательная (бережное отношение к книге, ведение тетради – привитие учебных навыков)
 Задачи логопедических занятий : коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста; формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи; своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития; воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи; взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей.
    
    Задачи логопедических занятий : коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста; формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи; своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития; воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи; взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей.
 Основная задача заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя: комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.   Занятия по формированию звуковой стороны речи предусматривают следующую работу: отработка каждого звука ( к-кь, г-гь, к-г, т-ть, д-дь, т-д, ть-дь, к-кь – т-ть, х, к-кь – х-хь, в-вь, ф-фь, в-ф, б-бь, п-пь, б-бь – п-пь, ль-й, с-сь, з-зь, с-сь – з-зь, ц, ц-с, ш, ж, ш-ж, с-ш, з-ж, ч, ч-ть, ч-ш, щ, ч-щ, л-ль, р-рь, л-ль – р-рь). усвоение звуков, л, с., ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге; дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твер дости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш); овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас — са), односложных слов типа «суп». автоматизация звуков в словах, фразах, предложениях, текстах и стихах.
    
    Основная задача заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя: комплекс подготовительных артикуляционных упражнений; коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.   Занятия по формированию звуковой стороны речи предусматривают следующую работу: отработка каждого звука ( к-кь, г-гь, к-г, т-ть, д-дь, т-д, ть-дь, к-кь – т-ть, х, к-кь – х-хь, в-вь, ф-фь, в-ф, б-бь, п-пь, б-бь – п-пь, ль-й, с-сь, з-зь, с-сь – з-зь, ц, ц-с, ш, ж, ш-ж, с-ш, з-ж, ч, ч-ть, ч-ш, щ, ч-щ, л-ль, р-рь, л-ль – р-рь). усвоение звуков, л, с., ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге; дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твер дости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш); овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас — са), односложных слов типа «суп». автоматизация звуков в словах, фразах, предложениях, текстах и стихах.  
 Нормативно-правовое обеспечение Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) Закон РФ «Об образовании» Положение о логопункте в МАДОУ ЦРР – Д/с №113 г.Тюмени. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедичес-кого пункта общеобразовательного учреждения» Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательном учреждении». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М., Когито-Центр, 1996 (По заказу Министерства образования РФ). Методические рекомендации «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения». Т.П.Бессонова. - М., АПКиППРО РФ, 2008.
    
    Нормативно-правовое обеспечение Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) Закон РФ «Об образовании» Положение о логопункте в МАДОУ ЦРР – Д/с №113 г.Тюмени. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедичес-кого пункта общеобразовательного учреждения» Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательном учреждении». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М., Когито-Центр, 1996 (По заказу Министерства образования РФ). Методические рекомендации «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения». Т.П.Бессонова. - М., АПКиППРО РФ, 2008.
 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные (1-4 детей), подгрупповые (12-15 детей) и фронтальные занятия (25-30 детей). Количество и продолжительность занятий зависят от возрастных особенностей ребенка (от 15 до 25 минут 2 раза в неделю). Темы занятий с детьми и учет посещаемости детей отражаются в журнале, табеле, индивидуальных тетрадях для занятий.
    
    ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные (1-4 детей), подгрупповые (12-15 детей) и фронтальные занятия (25-30 детей). Количество и продолжительность занятий зависят от возрастных особенностей ребенка (от 15 до 25 минут 2 раза в неделю). Темы занятий с детьми и учет посещаемости детей отражаются в журнале, табеле, индивидуальных тетрадях для занятий.
 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Занятия с детьми проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику утвержденному приказом заведующего МАДОУ ЦРР – Д/с №113 г.Тюмени. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет: 6 – 12 месяцев – с детьми, имеющими ФФН и ФФНР; до 2 лет - с детьми имеющими дизартрию, ОНР 3 уровня. Свыше 3 лет с детьми, страдающими ОНР 2 и 1 уровня, при обязательном сотрудничестве со специалистами: неврологом, психо-неврологом, психологом, психотерапевтом, сурдологом, олигофренопедагогом и др.
    
    ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Занятия с детьми проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику утвержденному приказом заведующего МАДОУ ЦРР – Д/с №113 г.Тюмени. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет: 6 – 12 месяцев – с детьми, имеющими ФФН и ФФНР; до 2 лет - с детьми имеющими дизартрию, ОНР 3 уровня. Свыше 3 лет с детьми, страдающими ОНР 2 и 1 уровня, при обязательном сотрудничестве со специалистами: неврологом, психо-неврологом, психологом, психотерапевтом, сурдологом, олигофренопедагогом и др.
 С 1 по 30 сентября отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в учебном году (нахождение контакта с ребёнком, обследование, диагностика и составление индивидуального плана работы с ребёнком) Занятия на логопедическом пункте проводятся с 1 октября . Новогодние каникулы с 1 по 10 января; С 15 по 31 мая - мониторинг: диагностика, обследование, итоги по усвоению курса занятий. С 1 июня повторение пройденного, продолжение автоматизации поставленных звуков, закрепление в устной речи и театрализованной деятельности. С 1 июля по 31 августа – летние каникулы. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    
    С 1 по 30 сентября отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в учебном году (нахождение контакта с ребёнком, обследование, диагностика и составление индивидуального плана работы с ребёнком) Занятия на логопедическом пункте проводятся с 1 октября . Новогодние каникулы с 1 по 10 января; С 15 по 31 мая - мониторинг: диагностика, обследование, итоги по усвоению курса занятий. С 1 июня повторение пройденного, продолжение автоматизации поставленных звуков, закрепление в устной речи и театрализованной деятельности. С 1 июля по 31 августа – летние каникулы. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 Данные по коррекции звукопроизношения детей, обучавшихся по программе «Учимся говорить» в 1011-1012 уч.году Начало курса Окончание курса
    
    Данные по коррекции звукопроизношения детей, обучавшихся по программе «Учимся говорить» в 1011-1012 уч.году Начало курса Окончание курса
 Логопедические технологии в развитии речи на этапе автоматизации и дифференциации звуков Символизация (картинно-схематический план смысловой последовательности частей) Моделирование “Живые слова” Мнемотехника Речевые лексико-грамматическе игры
    
    Логопедические технологии в развитии речи на этапе автоматизации и дифференциации звуков Символизация (картинно-схематический план смысловой последовательности частей) Моделирование “Живые слова” Мнемотехника Речевые лексико-грамматическе игры
 Логопедические технологии Игры «Один – много», «Какой, из чего?» Игра «Назови ласково» Упражнение «Угадай по описанию» Упражнения «Тихо - громко», «Быстро- медленно», «Медведь и мышка», «Самолёт»- интонирование. «Фокус», «Футбол» – для развития длительного выдоха. «Грибок», «лошадка» – для растяжения подъязычной связки.
    
    Логопедические технологии Игры «Один – много», «Какой, из чего?» Игра «Назови ласково» Упражнение «Угадай по описанию» Упражнения «Тихо - громко», «Быстро- медленно», «Медведь и мышка», «Самолёт»- интонирование. «Фокус», «Футбол» – для развития длительного выдоха. «Грибок», «лошадка» – для растяжения подъязычной связки.
 Логопедические технологии Медведь в речке мыл карандаши Медведь нашёл в речке карандаши Маша нарисовала карандашами медведя в речке Медведь плыл по речке как карандаш Медведь нарисовал карандашами речку
    
    Логопедические технологии Медведь в речке мыл карандаши Медведь нашёл в речке карандаши Маша нарисовала карандашами медведя в речке Медведь плыл по речке как карандаш Медведь нарисовал карандашами речку