Код презентации скопируйте его
 Урок «Рабство в Древнем Риме», 5 класс Калинина Ирина Александровна, учитель истории и обществознания, МОУ «Добрянская СОШ № 2», e-mail: ikalinina64@list.ru
    
    Урок «Рабство в Древнем Риме», 5 класс Калинина Ирина Александровна, учитель истории и обществознания, МОУ «Добрянская СОШ № 2», e-mail: ikalinina64@list.ru
 Египетский раб. Валерий Брюсов Я жалкий раб царя. С восхода до заката, Среди других рабов, свершаю тяжкий труд, И хлеба кус гнилой - единственная плата За слезы и за пот, за тысячи минут. Когда порой душа отчаяньем объята, Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут, И каждый новый день товарища иль брата В могилу общую крюками волокут. Я жалкий раб царя, и жребий мой безвестен; Как утренняя тень, исчезну без следа, Меня с лица земли века сотрут, как плесень; Но не исчезнет след упорного труда, И вечность простоит, близ озера Мерида, Гробница царская, святая пирамида
    
    Египетский раб. Валерий Брюсов Я жалкий раб царя. С восхода до заката, Среди других рабов, свершаю тяжкий труд, И хлеба кус гнилой - единственная плата За слезы и за пот, за тысячи минут. Когда порой душа отчаяньем объята, Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут, И каждый новый день товарища иль брата В могилу общую крюками волокут. Я жалкий раб царя, и жребий мой безвестен; Как утренняя тень, исчезну без следа, Меня с лица земли века сотрут, как плесень; Но не исчезнет след упорного труда, И вечность простоит, близ озера Мерида, Гробница царская, святая пирамида
 «Свобода» и «Рабство» А вы сегодня свободны или зависимы? Являетесь ли вы чьей-то собственностью? Цените ли вы свою свободу?
    
    «Свобода» и «Рабство» А вы сегодня свободны или зависимы? Являетесь ли вы чьей-то собственностью? Цените ли вы свою свободу?
 Баллада о рабе Автор: Юрий Розвадовский   В бою был конь его убит, Снята кольчуга с плеч. Враги ему пробили щит И затупили меч. И по рукам, и по ногам Был связан он жгутом, И в кровь исхлестан тут и там Безжалостно кнутом. Но он рычал, но он плевал Врагам в лицо, смеясь, Плевком сражая наповал, Не выбирая фраз. Враги же вырвали язык, Уткнули в землю лбом, Чтоб замолчал он и поник, И сделался рабом. Чтобы молчанием раба Встречал приказы он И непокорные слова Забыл навеки он. Хлысты, колодки он познал, Продажу за тряпье. Но выжил раб и раб восстал, И взялся за копье. И он вскричал, и этот крик Услышал целый свет. Пускай был это только миг - Его дороже нет. И не нашлось раба сильней, Чтоб одолеть его, И в мире не нашлось людей Свободнее его...
    
    Баллада о рабе Автор: Юрий Розвадовский   В бою был конь его убит, Снята кольчуга с плеч. Враги ему пробили щит И затупили меч. И по рукам, и по ногам Был связан он жгутом, И в кровь исхлестан тут и там Безжалостно кнутом. Но он рычал, но он плевал Врагам в лицо, смеясь, Плевком сражая наповал, Не выбирая фраз. Враги же вырвали язык, Уткнули в землю лбом, Чтоб замолчал он и поник, И сделался рабом. Чтобы молчанием раба Встречал приказы он И непокорные слова Забыл навеки он. Хлысты, колодки он познал, Продажу за тряпье. Но выжил раб и раб восстал, И взялся за копье. И он вскричал, и этот крик Услышал целый свет. Пускай был это только миг - Его дороже нет. И не нашлось раба сильней, Чтоб одолеть его, И в мире не нашлось людей Свободнее его...
 Рабы - не мы? Ироничные стихи Я много лет выдавливал раба. Когда - по струйке, иногда - по капле, Но убедился все-же: плоть слаба, И нету в этом никакого кайфа. Рабом желаний плотскиx и утеx, И имиджа, и денег, и усилий. Рабом толпы, где на устаx успеx, Рабом теx женщин, что меня любили. А может, я выдавливал не то? А может, я давил не в нужном месте? Никто не скажет, даже дед Пиxто, Куда нажать и что куда развесить. Уж нет клейма. Ошейник потерял. Ярмо свое пeреработал в стружку. Рабу не нужен в жизни идеал. Пойду давить. Давить свою подушку.
    
    Рабы - не мы? Ироничные стихи Я много лет выдавливал раба. Когда - по струйке, иногда - по капле, Но убедился все-же: плоть слаба, И нету в этом никакого кайфа. Рабом желаний плотскиx и утеx, И имиджа, и денег, и усилий. Рабом толпы, где на устаx успеx, Рабом теx женщин, что меня любили. А может, я выдавливал не то? А может, я давил не в нужном месте? Никто не скажет, даже дед Пиxто, Куда нажать и что куда развесить. Уж нет клейма. Ошейник потерял. Ярмо свое пeреработал в стружку. Рабу не нужен в жизни идеал. Пойду давить. Давить свою подушку.
 «Рабство в Древнем Риме», § 49, с.226-230. Иллюстрации: «Триумф в Риме», с. 226, «Труд и жизнь рабов в имении», с.227, «Труд рабов в Риме», с. 228, «В римском амфитеатре», с. 229.
    
    «Рабство в Древнем Риме», § 49, с.226-230. Иллюстрации: «Триумф в Риме», с. 226, «Труд и жизнь рабов в имении», с.227, «Труд рабов в Риме», с. 228, «В римском амфитеатре», с. 229.
 Лермонтов М.Ю. Умирающий гладиатор. Ликует буйный Рим... торжественно гремит Рукоплесканьями широкая арена: А он — пронзенный в грудь — безмолвно он лежит, Во прахе и крови скользят его колена... И молит жалости напрасно мутный взор: Надменный временщик и льстец его сенатор Венчают похвалой победу и позор... Что знатным и толпе сраженный гладиатор? Он презрен и забыт... освистанный актер. И кровь его течет — последние мгновенья Мелькают, — близок час...
    
    Лермонтов М.Ю. Умирающий гладиатор. Ликует буйный Рим... торжественно гремит Рукоплесканьями широкая арена: А он — пронзенный в грудь — безмолвно он лежит, Во прахе и крови скользят его колена... И молит жалости напрасно мутный взор: Надменный временщик и льстец его сенатор Венчают похвалой победу и позор... Что знатным и толпе сраженный гладиатор? Он презрен и забыт... освистанный актер. И кровь его течет — последние мгновенья Мелькают, — близок час...
 Почему… именно в Древнем Риме было самое развитое рабство? рабов использовали во всех сферах жизни Древнего Рима? было не выгодно содержать слишком много рабов в одном имении?
    
    Почему… именно в Древнем Риме было самое развитое рабство? рабов использовали во всех сферах жизни Древнего Рима? было не выгодно содержать слишком много рабов в одном имении?
 Ищем ответы в учебнике: 1 ряд - «Завоевания – главный источник рабства», с. 226. 2 ряд - «Рабы в имении землевладельца», с. 226-227. 3 ряд – «Римские ученые о рабах», с. 228.
    
    Ищем ответы в учебнике: 1 ряд - «Завоевания – главный источник рабства», с. 226. 2 ряд - «Рабы в имении землевладельца», с. 226-227. 3 ряд – «Римские ученые о рабах», с. 228.
 Почему… 1 ряд - Именно в Древнем Риме было самое развитое рабство? 2 ряд - Рабов использовали во всех сферах жизни Древнего Рима? 3 ряд - Было не выгодно содержать слишком много рабов в одном имении?
    
    Почему… 1 ряд - Именно в Древнем Риме было самое развитое рабство? 2 ряд - Рабов использовали во всех сферах жизни Древнего Рима? 3 ряд - Было не выгодно содержать слишком много рабов в одном имении?
 Критерии оценки знаков: «Понятность» для римлян и современников Точность изображения Внесено новое в понимании Рабства и Свободы
    
    Критерии оценки знаков: «Понятность» для римлян и современников Точность изображения Внесено новое в понимании Рабства и Свободы
 Оцени знаки-символы. 1 денарий = 2 квенария = 4 сестерция Квинарий = 2 сестерциям Сестерций
    
    Оцени знаки-символы. 1 денарий = 2 квенария = 4 сестерция Квинарий = 2 сестерциям Сестерций
 Римские цены. Можно купить: За один денарий - большую овцу. За один квинарий – питание на один день. За один сестерций - 1 кг говядины или рыбы.
    
    Римские цены. Можно купить: За один денарий - большую овцу. За один квинарий – питание на один день. За один сестерций - 1 кг говядины или рыбы.
 «Пока Колизей стоит, будет стоять и Рим, исчезни Колизей – исчезнут и вместе с ним весь мир».
    
    «Пока Колизей стоит, будет стоять и Рим, исчезни Колизей – исчезнут и вместе с ним весь мир».
 Оставь в «вечном городе» свой след: Закрась арку Колизея цветом, который соответствует твоему настроению на уроке: красный – активный, зеленый – спокойный, синий – серьезный, желтый – жалостливый, коричневый – грустный, черный – злой, серый – равнодушный.
    
    Оставь в «вечном городе» свой след: Закрась арку Колизея цветом, который соответствует твоему настроению на уроке: красный – активный, зеленый – спокойный, синий – серьезный, желтый – жалостливый, коричневый – грустный, черный – злой, серый – равнодушный.
 Выбери ярус, их в Колизее три, соответствующий твоим успехам на уроке: 1-й, нижний – «Гм, я начал серьезную работу на уроке»; 2-й, средний – «Ух, я совершил важный шаг в истории Древнего Рима»; 3-й, верхний – «Ура, я сделал открытие в ходе урока!»
    
    Выбери ярус, их в Колизее три, соответствующий твоим успехам на уроке: 1-й, нижний – «Гм, я начал серьезную работу на уроке»; 2-й, средний – «Ух, я совершил важный шаг в истории Древнего Рима»; 3-й, верхний – «Ура, я сделал открытие в ходе урока!»
 Дай оценку уроку: Немного грубо, но в духе древних римлян. «Палец вверх» – продолжить тему на следующем уроке, «Палец вниз» – не возвращаться к теме никогда.
    
    Дай оценку уроку: Немного грубо, но в духе древних римлян. «Палец вверх» – продолжить тему на следующем уроке, «Палец вниз» – не возвращаться к теме никогда.
 Дополнительная литература: Володин Александр. Рабы. Набросок. Першин Михаил, диакон. Рабство в Библии. Мицкевич Адам. Впервые став рабом, я рабству рад… Автор Неизвестен. Меня вы слишком долго унижали…
    
    Дополнительная литература: Володин Александр. Рабы. Набросок. Першин Михаил, диакон. Рабство в Библии. Мицкевич Адам. Впервые став рабом, я рабству рад… Автор Неизвестен. Меня вы слишком долго унижали…