X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

Якутские охотничьи традиции и обряды

Скачать эту презентацию

Презентация на тему Якутские охотничьи традиции и обряды

Скачать эту презентацию

Cлайд 1
Якутские охотничьи традиции и обряды Исследовательская работа ученика 6 класс... Якутские охотничьи традиции и обряды Исследовательская работа ученика 6 класса МОУ СОШ №10 п.Лебединый Киреева Александра
Cлайд 2
Актуальность Отношение человека к правилам поведения в природе, в основе кото... Актуальность Отношение человека к правилам поведения в природе, в основе которых лежит почитание духов, уважение к окружающей среде. В сохранении первозданности природы и обитателей животного мира.
Cлайд 3
Проблема Какие обряды проводили якутские охотники в древности, и что сохранил... Проблема Какие обряды проводили якутские охотники в древности, и что сохранилось в наше время.
Cлайд 4
Гипотеза: Если я подробнее узнаю об обрядах сохранения стерха, орла, медведя,... Гипотеза: Если я подробнее узнаю об обрядах сохранения стерха, орла, медведя, кабарги, которые проводили якутские охотники в древности, то принесет ли мне это больше удачи в моем любимом занятии.
Cлайд 5
Цель исследования:. Исследовать проблему отношения человека к матушке – приро... Цель исследования:. Исследовать проблему отношения человека к матушке – природе в прошлом, сравнить отношение людей Севера к соблюдению законов природы в наше время.
Cлайд 6
Обряд посвящения в охотники В старину при его проведении в гости приходили со... Обряд посвящения в охотники В старину при его проведении в гости приходили соседи, принося с собой мелкие охотничьи трофеи. Смешивали девять видов крови разных животных и окунали в нее лучшую стрелу – сандалы. Пока гости угощались внутри дома. Три старухи во дворе садились друг против друга на шкуру сохатого, и по объему девяти стрел вырезали из кожи основу колчана. После чего каждая, делая три стежка, передавала колчан по кругу. Так продолжалось до полной его готовности. Затем, также передавая друг другу, укладывали в колчан стрелы. Последнюю девятую клала самая старая и выговаривала благопожелание – алгыс. Когда все было готово, будущий охотник выходил во двор, и старухи одевали на него колчан и костяной щиток на запястье, предохраняющий руку при стрельбе из лука, также произнося алгыс.
Cлайд 7
Обряд угощения духа-хозяина охоты Изготовлялись атрибуты даров: салама, двух-... Обряд угощения духа-хозяина охоты Изготовлялись атрибуты даров: салама, двух-трехметровая волосяная веревка, в 7-9 местах украшенная перьями совы или лоскутками материи, в 7-9 –кусками зайца или хвостами белки и деревянными макетами охотничьих снастей. Если обряд проводился в доме, мастерился деревянный идол высотой 30-40 см., которого одевали в заячью шкуру. В качестве угощенья выступала молочная пища, каша, куски внутреннего жира коровы, топленое масло и т.д. Обряд угощения выполнялся как в лесу, так и в доме. Мог посвящаться отдельному духу, одному из братьев Байеная. Салама вешали на двух деревьях чуть выше уровня плеч человека на видном месте, опушке леса. Затем угощали жиром, изображение духа-хозяина охоты, произносили алгыс. –благопожелание с восхвалением и обещанием дара. Угощение, своеобразный аванс за будущий отдарок – удачу в охоте, проносилось через огонь или просто разбрасывалось на четыре стороны.
Cлайд 8
Алгыс «Заклинание охотника» Хранитель отчего очага- Белобородый Бырджа Бытык ... Алгыс «Заклинание охотника» Хранитель отчего очага- Белобородый Бырджа Бытык С ресницами в долото, С щедростью меховой, Дедушка-властилин, угощенье мое прими! К тебе, Сестра-госпожа, С просьбой большой иду: Из своего табуна Дикого отбери Сохатого пожирней – Мне пригони – подари! Могучему ревуну, Свирепому топтуну – Медведю Встречу устрой С пальмой моей стальной! Снующую тут и там – Лисицу мне пригони, Бегущего по лугам – Зайца мне пригони, Белку – Вертунью тайги – Выследить помоги. Снежный отменный мех, Светлый мне подари, Снежный , Добычливый след С щедростью протори! Достатком обогати, Прелестью осчастливь, Сладостью успокой Удачею укрепи; С тобой не поговорив, С почтением не одарив, С добычею не приду! Будь же всегда щедра, Эдьилээн-сестра!
Cлайд 9
Баай Байанай - дух хозяин тайги На ранних стадиях развития цивилизации челове... Баай Байанай - дух хозяин тайги На ранних стадиях развития цивилизации человеческая деятельность была тесно увязана с природными процессами и ритмами, что было обусловлено самим уровнем развития средств производства, обеспечивающих воспроизводство человеческого коллектива. Поэтому человек всегда ощущал себя частью самой природы, не отрывая себя от мира природы. Дальнейшее развитие цивилизации вызвало изменение отношения человека к природе как к пассивному объекту одностороннего воздействия. На нынешнем этапе нового уровня развития, поднимая экологические проблемы, по - новому осмысливаешь взаимосвязь природы и человека.
Cлайд 10
В этой связи, как нам представляется, интересно отношение наших предков к при... В этой связи, как нам представляется, интересно отношение наших предков к природе, которое ярко выразилось в обрядах и поверьях, связанных с охотой. Центральной фигурой охотничьих обрядов и поверий якутов является Баай Байанай. Его в мифопоэтике изображают веселым стариком, обросшим рыжими или черными волосами, носящим доху из оленьих шкур, бегающим по лесу или ездящим верхом на олене. Он очень богат мехами, почему носит эпитет "баай". Байаная иначе называют Баай Барыылаах.
Cлайд 11
Орел До птиц, давнего времени были широко распространены такие поверья, как н... Орел До птиц, давнего времени были широко распространены такие поверья, как нельзя убивать орлов, также представителей соколиных и орлиных птиц, так как они заносятся в ранг священных. Орел это царь птиц. Он часто фигурирует в олонхо и всегда с положительной стороны. Отстрел орлов считался большим грехом, оскорблением и мог послать на охотника и его близких болезни, смерть. Существовало поверье, что орел прилетал к жилищу якута умирать. Поэтому орла следует кормить до смерти и хоронить с почестями. Если якут находил мертвого орла, он также хоронил его с почестями и со словами: «Поднимись вверх, в то место откуда ты пришел, в этот мир больше не возвращайся. Твои медные кости я положил на аранасе, твои серебряные кости я поднял». В 50-60 годы перестали действовать поверья, согласно «Правилам охоты ЯАССР» хищных птиц стали истреблять. Это привело к резкому сокращению численности хищных птиц. В настоящее время они занесены в «Красную книгу Якутии».
Cлайд 12
Стерх – священная птица. Она олицетворение доброты и красоты, где бы она не п... Стерх – священная птица. Она олицетворение доброты и красоты, где бы она не появилась творит доброе дело, помогает людям. В старинных приданиях описываются события устройства первого ысыаха (якутского Нового года). Элляй благодарил добрых духов – айыы – каждый раз трижды выливал (кормил) на огонь немного кумыса с маслом. В это время над урасой летели три огромные белые птицы. Это были высшие духи – покровители. С тех пор он стал быстро богатеть. По преданию это были стерхи, которые являются предвестниками благополучия и счастья. Превращаясь в духов, они помогают попавшим в беду. Якуты считали, что стерх показывается людям только к счастью. Места где видели танец и пение стерхов, относили к священным. Эти птицы занесены в «Красную книгу мира».
Cлайд 13
Из диких млекопитающих наиболее почитаемым считается медведь, но он не относи... Из диких млекопитающих наиболее почитаемым считается медведь, но он не относится к священным. Существовало поверье, что о медведе нельзя говорить худые слова, ругать, громко говорить вслух слово «медведь». Перед охотой просили у духов охоты и леса, совершали ритуальный обряд. считают, что тело медведя похоже человека. Это связано с поверьем, что медведь очень умный, как человек, он все слышит и понимает, знает про людей очень много. Охотники считают, что тело медведя похоже человека.
Cлайд 14
Cлайд 15
кабарга   Был поучителен обычай с кабаргой (буучээн). Это маленькое, величино... кабарга   Был поучителен обычай с кабаргой (буучээн). Это маленькое, величиной с зайчика, красивое животное чуть ли не полностью истреблено из-за целебной «кабарговой струи». В смысле мясности, одной тушкой кабарги не накормить многих голодных. Когда такая малютка попадала в самолов, предназначенный для лося, устраивали совершенно всерьез уморительную сценку. Привезя ее к урасе, жильцам урасы подавали условные сигналы, применяемые в случаях добычи самого крупного жирного лося локой, т. е. подойдя к двери, не входили, а стучали. На вопрос: «Кто там?» отвечали: «Пришел Байанай, только двери малы - не влезает». Хозяйка и малыши с радостным смехом кидались кормить огонь со словами: «Спасибо Байанаю!». Подросший сын принимался демонстрировать имитацию стесывания части дверного косяка и вынужденной разборки части входа для втаскивания в жилище слишком крупногабаритной добычи. Затем все присутствующие инсценировали якобы непосильность поднять тяжеловесную и «невлезающую» в дверь тушку, «кое-как» втащив «великую» добычу, приплясывая «хук-хук» скандировали: «Добро пожаловать к нам, щедрый Байанай». Обряд заканчивался кормлением личного промыслового божка охоты. Данный обычай приучал одинаково радоваться великим и малым дарам. Считалось, что бог охоты благоволит радушным и благодарным, гневясь на недовольных: и равнодушных.
Cлайд 16
Современная охота Современная охота
Cлайд 17
охота на зайца охота на зайца
Cлайд 18
Охота на глухаря Охота на глухаря
Cлайд 19
Охота на лося Охота на лося
Cлайд 20
Численность основных видов охотничьих животных, включая птиц Виды животных Чи... Численность основных видов охотничьих животных, включая птиц Виды животных Численность особей 1986 г. 1987 г. 2009 -2010 гг Кабарга 153,2 тыс. 154,0 тыс. 8,9 тыс Лось 621,5 тыс. 606,6 тыс. 60,3 тыс. Олень северный (дикий) 1169,3 тыс. 1203,0 тыс. 90тыс. -95 тыс. Заяц -беляк 4847,9 тыс. 4876,0 тыс. 297,4 тыс. Лисица 420,2 тыс. 453,8 тыс. 21,7 тыс. Соболь 886,0 тыс. 997,6 тыс. 155,0 тыс. Медведь 110,1 тыс. 115,4 тыс. 18 – 20 тыс. Глухарь 2311,0 тыс. 2816,1 тыс. 143,13 тыс.
Cлайд 21
НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ 1.Жить в дружбе с дикой природой, не считать себя е... НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ 1.Жить в дружбе с дикой природой, не считать себя её владыкой. 2. Нельзя бить дичь во время промысла всю без остатка, бить спящих животных, убивать любую живность ради баловства, нельзя брать все яйца из гнезда. 3. Охотник, уходящий на долгий отдых должен убрать все самоловные снасти, обезопасить волчьи ямы, загонные изгороди и другие ловчие устройства. 4. Нельзя нарушать покой и убивать птиц и зверей с малыми детенышами. 5. Подкармливать зверя, чтобы не покидал свою территорию, выводил на ней потомство. 6. Не навреди живой природе, ибо она твоя родная мать, а ты лишь дитя её. 7. Не истощай природу, ибо её блага – достояние будущих поколений. 8. Береги природу. Относись к ней ответственно. Ибо беды ниспосланные тобой природе, обернутся против тебя же и твоих потомков. 9. Помогай природе залечивать тобою же нанесенные раны. Дурными действиями не унижай и не оскорбляй её. 10. Все в природе имеет свою душу и нуждается в почтительном, уважительном отношении к себе.    

Презентации этого автора

Скачать эту презентацию
Наверх