Разработал ученик 7 класса Мари-Куптинской ООШ Гремитских Максим 2011 г.
Cлайд 2
Я интересуюсь историей и культурой народов мари. Сведения, которые получаю на уроках, считаю недостаточным и поэтому дополни- тельно читаю литературу. Обращаю особое внимание на народные промыслы. Изучаю какие украшения, изделия делали наши предки. Особенно мне понравились изделия из древесины – ковши. Поставил себе задачу – сделать ковшик из древесины. При изготовлении надо учитывать, что древесина должна быть прочной, легкообра- батываемой. Я решил сделать ковшик из березы, т. к. она прочная, хорошая текстура.
Cлайд 3
Издревле люди одухотворяли природу. Солнце, деревья, птицы, животные- всё имело свой магический смысл в языческих верованиях. Символом солнца были солярные знаки, изображаемые в виде кругов, ромбов, розеток, крестов. Изображение дерева жизни, солярных знаков, коней и птиц, встречаются в украшениях, на тиснёной поверхности берестяных изделий, на резных ручках девшей и в узорах вышивки. Со временем древние символы утратили своё культовое значение, приобретя сказочный характер в фольклоре и декоративный в прикладном искусстве. Но ещё с древних времён все эти украшения имели особое значение в жизни человека. Они служили неким условным языком, который был понятен членам определённого сообщества. Украшения подчеркивали возраст, социальное, семейное и имущественное положение. Кроме того, они использовались в качестве оберегов. Излюбленным материалом в народе было дерево. Из, дерева рубили жилища и хозяйственные постройки, делали орудия труда, мебель лодки и телеги, мастерили посуду и игрушки и даже деревянные замки с деревянными ключами. Для этих целей испокон веков использовали липу, берёзу, дуб, реже осину, клен, яблоню. По способу изготовления, изделия из дерева можно разделить на долблёные с цельным и вставным дном, резные, клёпочные и токарные. Инструмент был прост: топор, нож, молоток, скобель, долото, штампы для нанесения узора. При изготовлений больших ковшей, чаш применялась техника выжигания. Долбленые и резные изделия отличались простотой и ясностью форм. Мастера умело использовали природный цвет и естественный узор древесины. Большие ковши и чаши с двумя ручками и ковшички с одной ручкой служили для подачи пива на праздничный стол, а ручка ковша, поднимавшаяся вверх почти под прямым углом, заканчивалась скульптурным изображением коня, птицы или медведя, украшалась кругами или розетками - традиционными символами солнца. Ковш - утица, сочетающий в своей форме образ ладьи и водоплавающей птицы, выделялся особой торжественности. Подобные ковши в языческих обрядах служили для подачи мяса жертвенных животных. Неброская роспись по бокам ковша подчеркивала его форму. В конце 19 века наряду с долблёно - резной посудой появилась посуда токарной работы. Точёные миски, чашки, кружки отличались изяществом формы. Вплоть до начала 20века в марийском обиходе в основном использовалась деревянная посуда. Из бересты липового луба и лыка мастерили различной формы и размеров короба, кузова, сумки, солонки и т.д. Всё что нужно было человеку от сохи до ложки, делалось по законам красоты. Мастера из самого простого и доступного материала создавали, необходимы вещи, превращая их в произведения искусства. В народном искусстве всегда сочетаются две грани: красота и польза, польза и красота. Культура народных промыслов мари.
Cлайд 4
а б в Из предложенных вариантов учащиеся выбрали образец б.
Cлайд 5
Чертеж ковшика
Cлайд 6
Технологическая карта изготовления ковшика
Cлайд 7
Cлайд 8
Станок СТД-120 Инструменты и приспособления для изготовления ковшика