«РУЧНАЯ ВЫШИВКА» Презентацию выполнила учитель обслуживающего труда БОУ «Вохтожская СОШ № 2» Вологодской области Смирнова Светлана Александровна
Cлайд 2
Cлайд 3
Cлайд 4
Декоративно-прикладное творчество. Счётная вышивка. Немного из истории русской вышивки. Подготовка к вышиванию : Инструменты, материалы и приспособления; Правила безопасной работы с вышивальными инструментами; Правила безопасной влажно - тепловой обработки; Санитарно – гигиенические правила. Технологическая последовательность вышивания. Практическая работа«Учимся вышивать». 5. Выставка работ.
Cлайд 5
Русский народный костюм с вышивкой С давних пор российские умель- цы украшали вышивкой одежду, обувь, конскую сбрую, предме- ты быта. При археологических раскопках курганов найдены остатки оде- жды, искусно вышитой шерстя- ными, шелковыми, серебряными и золотыми нитями. Постепен- но из любительского увлечения это искусство превратилось для многих мастериц в профес- сию. В отдельных районах России возникли целые центры выши- вального искусства. Немного из истории русской вышивки.
Cлайд 6
Русский народный костюм с вышивкой
Cлайд 7
Их вышивки различались осо- бенностями узоров, колоритом, композицией и техникой испол- нения: орловские списы и бран- ки, нижегородские гипюры, за- онежский тамбур, мстерская гладь, владимирский верхошов, новгородская крестецкая вы- шивка по сетке, калужская цветная перевить… Мода на вышивание то затиха- ла , то появлялась вновь. В ХХ веке в 50-60-х годах в России возник небывалый интерес к вышивке гладью и особенно к простейшей по технике испол- нения - крестом.
Cлайд 8
Вышивальная» мода возникла неспроста: недавно закончилась война, разорившая практически каждую российскую семью. Не было нарядной одежды, нечем было украсить свой дом.
Cлайд 9
И, как всегда, на помощь пришли женское трудолюбие, изобрета- тельность и терпение. Женщины ухитрялись вышивать на кусоч- ках ткани, которую прежде в те- чение нескольких дней превраща- ли в канву, прореживая ткань по счёту ниток, и только после это- го плотно застилали разноцвет- ными крестиками. С цветными нитками тоже было не просто: приходилось подкра- шивать их в нужные цвета, не – редко используя для этого есте- ственные красители: шелуху лука ботву картофеля, крапиву, листья берёзы.
Cлайд 10
Узоры вышивок были самыми разнообразными: прежде всего всеми любимые розы, гирлянды из цветов, геометрический орнамент, сюжеты картин известных художников.
Cлайд 11
Цветочный орнамент
Cлайд 12
Геометрический орнамент
Cлайд 13
Любимые розы
Cлайд 14
Вышитые картины
Cлайд 15
Узорами обменивались, переводили на клетчатую бумагу со стареньких открыток, придумывали сами. Украшали кофточки и платья, ночные сорочки, детскую одежду, но главное – свой дом. Появились на стенах вышитые картины, на диванах(чаще самодельных топча- нах)- цветные подушки. Вместе с этими рукотворными милыми ве- щами в дом пришли, как казалось в то время, не только уют и тепло, но и красота. Многие из вышивок тех лет, соз- данные руками наших бабушек и мам к счастью, сохранились и до сих пор радуют глаз умелым соче- танием цветов, самобытной ком- позицией и аккуратным исполне- нием.
Cлайд 16
Прошли десятилетия, и вновь возродилась мода на вышивку крестом, видимо, на этот раз захотелось отдохнуть за пяльца- ми от суеты и стремительного темпа жизни.
Cлайд 17
Cлайд 18
Cлайд 19
Для выполнения счётной вышивки нужны ткани полотняного пе- реплетения, имеющие ровное количество ниток по основе и утку. Нити таких тканей одинаковые по толщине. Это позволяет вы- полнять вышивальные стежки одинакового размера и с равными промежутками. Во время вышивания необходимо постоянно счи- тать нити ткани , что требует большого напряжения зрения. Легче вышивать по канвовой ткани с чёткой сеткообразной структурой. Такая ткань может иметь разный размер ячейки (клеточки). Чем больше стежков расположится в 1см, тем «тонь- ше», сложнее и меньше по размеру будет работа.
Cлайд 20
Это специальное приспособление для натягивания ткани. Пяльцы бывают круглые, квадратные прямоугольные, из дерева, пластмассы и металла.
Cлайд 21
Для счётной вышивки подойдут нитки с гладкой структурой, например крученые х/б, различных цветов и оттенков. Это и х/б мулине, и шерсть, и полушерсть. Толщина вышивальных ниток должна соответствовать плотности ткани и величине стежка.
Cлайд 22
Иглы для вышивания лучше брать короткие с удлинённым ушком (вышивальные №1 и 2 и штопальные). В большое ушко легко вдевается нить в несколько сложений. По канве выши- вают иглой с тупым концом. Напёрсток необходим для проталкивания иглы через ткань При вышивании без пялец. Он предохраняет палец от уколов иглой. Надевают его на средний палец правой руки, подбирая точно по размеру пальца. Напёрстки изготавливают из метал-ла и пластмассы, самые прочные- из стали.
Cлайд 23
Ножницы для работы нужно иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдёргивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью замыкаться.
Cлайд 24
Правила безопасной работы с вышивальными инструментами
Cлайд 25
Иглы, булавки, напёрсток, ножницы, сантиметровую ленту надо хранить в специальной рабочей шкатулке с крышкой.
Cлайд 26
Храните иглы и булавки в игольнице. Не оставляйте иглу без ниток. Передавайте иглу в игольнице.
Cлайд 27
Ножницы кладите кольцами к себе, передавайте кольцами вперёд. Не оставляйте ножницы раскрытыми. Следите за движением и положением лезвий во время работы. Используйте ножницы только по назначению
Cлайд 28
Выполнять влажно- тепловую обработку, стоя на резиновом коврике. Во время работы утюг необходимо ставить на специальную подставку. Шнур утюга не должен попадать под его подошву, перекручиваться. Нельзя оставлять включенный утюг без присмотра. По окончании работы утюг следует выклю- чать из электросети, берясь за корпус вилки. Правила безопасной влажно-тепловой обработки.
Cлайд 29
Санитарно- гигиенические правила До начала работы необходимо вымыть руки. Нельзя перекусывать нитку зубами: от этого портиться эмаль зубов и, кроме того, натя- нутой ниткой можно поранить губы. Рекомендуется делать переры- вы в работе не реже чем через каждые 1,5 ч, так как при долгом занятии вышивкой утомляются глаза, устают пальцы.
Cлайд 30
Технологическая последовательность вышивания. Подготовка ткани к работе. Разметка центра. Заправка изделия в пяльцы. Заправка нитки в иглу. Закрепление рабочей нитки на ткани. Вышивка крестом горизонтальными рядами. Работа по схеме.
Cлайд 31
Подготовка ткани к работе. Отутюжьте ткань для вышивки. Обработайте края ткани липкой лентой или обметайте срезы. Определите в ней долевое направление нитей.
Cлайд 32
Разметка центра. Сложите ткань пополам по вертикали, а затем пополам по горизонтали, чтобы найти центр ткани. Зафиксируйте сгибы с помощью утюга. Намёточными стежками проложите линии середины по сгибам.
Cлайд 33
Заправка изделия в пяльцы. Положи меньший обруч пялец на стол, накрой его тканью. Прижми большим обручем ткань к меньшему. Подтяни винт. Натяни ткань в направлениях нитей основы и по утку. Внимательно проверьте нет ли перекосов.
Cлайд 34
Заправка нитки в иглу. Способы побора длины рабочей нитки: Нитку берут в руку, перебрасывают её через локоть, снимают и отрезают ножницами (а). Конец нитки берут в руку и отмеряют расстояние до подбородка (б).
Cлайд 35
Чтобы нитка легко вдевалась в иглу, её сле-дует подрезать под углом (а).Нитку используют в несколько сложений. Её нужно скрутить по ходу часовой стрелки (б).После этого взять иглу в левую руку, направить ушко в освещённую сторону, чтобы его хорошо было видно, и вдеть нитку (в).
Cлайд 36
Закрепление рабочей нитки на ткани. С лицевой стороны по контурной линии рисунка прошивают ткань стежком размером 1-3 мм (а) и вытягивают нитку, оставив «небольшой хвостик» (стежок образовался на изнанке ткани).Первый сте-жок закрепляют вторым стежком, положив его поперёк первого (б) . Нитку туго затягивают и отрезают «хвостик» (в) .
Cлайд 37
Как спрятать конец отработанной нитки. Закончив шов, рабочую нитку протаскивают под вышитые стежки на лицевой или изнаночной стороне работы. Нитку закрепляют на изнаночной стороне несколькими стежками «за иголку», пропускают конец нитки под работой.
Cлайд 38
1-й урок В горизонтальном ряду работу начинают снизу слева (от т. А ) вверх направо, прокалывая ткань иглой сверху вниз и укладывая стежки на одном и том же расстоянии друг от друга (стежки наклонены вправо). А А Вышивка крестом горизонтальными рядами
Cлайд 39
1-й урок Затем, возвращаясь в обратном направлении, дополняют их вторым элементом. Снизу справа (от т. Б)вверх налево, прокалывая иглой сверху вниз и укладывая стежки на одном и том же расстоянии друг от друга (стежки наклонены влево). Б Б
Cлайд 40
1-й урок Второй горизонтальный ряд вышивают под первым, (начиная от т. В ). В
Cлайд 41
Cлайд 42
Задание: Подготовьте ткань к работе. Заправьте ткань в пяльцы. Подберите нитки для вышивки. Вышивайте крестом х/б нитками мулине в три сложения. Выполните закрепку в месте начала вышивки, то есть в крайнем левом (нижнем) положении. Перед началом работы внимательно рассмотрите схему. Начинайте работу с первого ряда по горизонтали, следуя схеме (слева направо). Помните, что каждый стежок вышивки крестом захватывает 1 квадрат ткани, как по высоте, так и по ширине. «В»