Цель урока: Ознакомить учащихся со значением хлеба; Способствовать пониманию учащимися нравственного значения бережного отношения к хлебу, традиций и обычаев; Воспитывать уважительное отношение к труду людей, под руками которых рождается хлеб; Формировать культуру отношения к хлебу как богатству и достоянию страны.
Cлайд 3
Cлайд 4
Продолжите пословицу: Без хлеба куска нам везде… Худ обед… Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной… Рожь поспела, берись… Что посеешь, то и… Пахать – не в дуду… Хлеб да вода – молодецкая… Будет день – будет и… Хлеб наш насущный – хоть черный, да… тоска. когда хлеба нет. отец родной. за дело. пожнёшь. играть. еда. хлеб. вкусный.
Cлайд 5
Из истории создания хлеба. В древней Греции считали, что искусство хлебопечения – это дар богини плодородия Деметры. Ее посланец – отважный юноша Триптолем, на колеснице, запряженной крылатыми змеями, побывал во всех уголках земли и научил людей печь хлеб.
Cлайд 6
В музее хлеба швейцарского города Цюриха хранится лепешка, которой от роду 6 тысяч лет. Ее обнаружили на месте высохшего озера при раскопках. В музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный 3 400 лет назад.
Cлайд 7
При раскопках гробницы фараона Тутанхамона археологи нашли маленькую зернотеку. По приданию, юный фараон размалывал на ней дневную порцию зерна для выпекания хлеба во дворце.
Cлайд 8
Имя хлебу дали пекари Древней Греции. Для выпечки хлеба использовались глиняные горшки – формы, которые назывались «клибанос». Отсюда и возникло название «хлеб». У древних готов хлеб называли «хлайфс»; в старонемецком языке – «хлайб»; у украинцев – «хлиб»; у эстонцев – «лейб».
Cлайд 9
Издавна на Руси в честь хлеба слагали гимны, песни, совершали обряды, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом встречали жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни.
Cлайд 10
Хлеб в крестьянской семье всегда резал хозяин – глава семьи. Пекли хлеб из ржаной муки на капустных, дубовых и кленовых листьях. Ни один хозяин не мог позволить себе выбросить хотя бы кусочек хлеба. Весь хлеб съедался, а крошки шли на приготовление кваса или пива. В народе говорили: «Хлеб ногами топтать – народу голодать». С того времени и сохранилось отношение к хлебу, как к отцу-батюшке, а к земле, как к кормилице-матушке.
Cлайд 11
Сегодня можно выбрать любой хлеб: черный, белый, сдобный, ржаной или пшеничный, круглый или формовой; с тмином, маком, орехами, изюмом. Большое разнообразие и хлебобулочных изделий: баранки, бублики, кулебяки, пироги, пирожки, сайки, батоны, булочки, ватрушки, свадебные шишки, расстегаи и т.д.
Cлайд 12
Мука – основной продукт в приготовлении теста. В ней содержатся практически все питательные вещества. Она богата углеводами, белками, жирами, минеральными веществами. Перед замешиванием муку обязательно просеивают через сито. При этом она обогащается воздухом, а значит, тесто будет легче замешиваться и лучше подыматься. Для приготовления хлеба необходимы следующие продукты: мука, дрожжи, вода, соль, подсолнечное масло.
Cлайд 13
Праздник хлеба Недавно в нашей станице проходил праздник хлеба. В нём принимали участие многие земляки, а также наши учащиеся вместе с родителями. Вот какие пироги они испекли для выставки-продажи!
Cлайд 14
Для того, чтобы на нашем столе каждый день стоял хлеб, нужно было потрудиться многим людям: это комбайнеры, шофера, грузчики, мукомолы, пекари, технологи, продавцы. Их труд почетен и благороден. Мы низко кланяемся им!
Cлайд 15
У нас в станице есть знаменитый хлебокомбинат. На нём работают замечательные люди – профессионалы: Скоркин С.Ф., Кузнецова Т.В., Косолапова Г.А., Денисов В.В. и др. они имеют много наград и дипломов за свой благородный и почётный труд. Мы гордимся нашими земляками!
Cлайд 16
Ответьте на вопросы: Что вы запомнили из истории создания хлеба? Какие традиции и обычаи, связанные с хлебом на Руси дошли до наших дней? Какие сорта хлеба и хлебобулочных изделий вы знаете? В чем ценность муки? Кто дарит нам хлеб? В какой песне хлеб является мерилом дружбы?
Cлайд 17
Заключение Выводы. Подведение итогов. Домашнее задание: записать и оформить в тетрадях семейные рецепты пирогов, булочек и т.д.