Ткани в истории Ткани античности в основном известны благодаря дошедшим до нас памятникам литературы и изобразительного искусства. Иногда при археологических раскопках удается найти фрагменты этих полотен, обычно льняных. В древности самыми красивыми и необычными тканями считались китайские – шелковые и с металлической нитью. Их орнаменты – это символические изображения (иероглифы, драконы), геометрические и растительные узоры. Близки к китайским по текстуре, составу и рисунку японские ткани. Многие века славились ткани индийские — шелковые и хлопчатобумажные с набивным узором, льняные и шерстяные с растительными и сюжетными орнаментами. Изысканные шелковые и шерстяные полотна производились в Иране. В узорах преобладали сцены охоты, фантастические животные, символы царской власти. В 15-17 веках получили распространение «золотные ткани» (объярь), бархат и атлас с растительными, животными орнаментами и сценами из эпоса. С 14 века начинается производство тканей в Италии, которое в 16-17 веках достигло своего пика. Наиболее распространенные орнаменты – Растительные и геральдические. Самыми ценными итальянскими тканями считались парчовые. В 18 веке достигло расцвета производство французских тканей, которые стали достойным конкурентам итальянским. В рисунке преобладали архитектурные мотивы, цветы и букеты, жанровые сцены.
Cлайд 3
На Руси крупное ткацкое производство до Петра I распространено не было. Дорогие золотые и шелковые ткани высокого качества привозили из заграницы или добывали в виде военные трофеев. В Киевской Руси такие ткани назывались поволоки. К ним относились шелк, парча, аксамит, оловир. Известен торговый договор Руси с Византией о поставках поволок. Эти поставки осуществлялись по пути из варяг в греки. Использовались такие ткани для изготовления дорогой одежды, постельного и столового белья, предметов религиозного культа. Поволоки очень высоко ценились, считались почетным даром, их накапливали в храмах и государственной казне. Особо славились ткани пурпурного и багряного цвета. Привозили также шерстяные ткани, среди которых наиболее дорогими были скорлаты (тонкое сукно) и ковры, их передавали по наследству даже в княжеских семьях. Местное население на элементарных ткацких станках производило лен и шерсть. Изо льна шили мужские рубахи, женскую одежду, полотенца, скатерти, отбеленный на снегу лен (новины) шел на производство белья. Нижнюю одежду изготавливали из конопляных нитей.
Cлайд 4
Ткань – текстильное изделие, образованное путем переплетения двух перпендикулярных нитей: основы (идет вдоль ткани) и утка (идет поперек). Процесс производства тканей (ткачество) состоит из нескольких этапов: подготовительного (перемотка нитей, шлихтование и снование основ, осуществление перемотки и шлихтования утка), основного (привязка основы на станках, непосредственно само ткачество, разбраковка полотна) заключительного (отделка ткани – промывка, варка, отбелка, крашение, печать и др.) Изготавливаться ткани могут как на механических, так и на ручных станках, впрочем, сегодня последний вариант встречается очень редко.
Cлайд 5
Виды тканей: По типу используемого сырья: натуральные (растительного, животного или минерального происхождения) искусственные синтетические По цвету: многоцветные однотонные По назначению: бельевые плательные подкладочные блузочные курточные портьерные пальтовые костюмные обивочные технические и др.
Cлайд 6
На ощупь: толстые тонкие мягкие грубые легкие тяжелые По способу переплетения основы и утка: с простым переплетением со специальным переплетением с составным переплетением с крупноузорчатым переплетением с двухслойным переплетением
Cлайд 7
Что можно сшить из ткани.
Cлайд 8
Cлайд 9
Cлайд 10
Cлайд 11
Спасибо за внимание. Презентацию выполнила: Панасенко И.Ю.