Психология - это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Цель психологии как науки - дать ответ на вопрос, почему тот или иной человек ведет себя в той или иной ситуации, так, а не иначе, и что можно сделать, чтобы изменить поведение этого человека или свое отношение к тому, что он делает или не делает.
Cлайд 3
1) изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов как отражения непосредственных воздействий объективной действительности и взаимодействия людей; 2) изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов; 3) изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, для правильного овладения практическими средствами их формирования и развития; 4) внедрение научных знаний и представлений психологической науки в жизнь и деятельность людей, изучение их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализация процесса труда в различных видах деятельности людей).
Cлайд 4
Cлайд 5
Общая психология изучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности. Социальная психология исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям. Педагогическая психология занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разного возраста, процесс формирования их личности и умственного развития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. п. Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения. Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики, связанным с недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей. Парапсихология исследует аномальные индивидуальные и социально-психологические явления.
Cлайд 6
Методы психологии - это те приемы и средства, с помощью которых исследователи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении. Изучаются развитие и изменение психики в истории животного мира, в истории человечества, при возрастных особенностях, под влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды, вследствие заболеваний. Методы психологического исследования изучают не только особенного самого человека, но и влияющие на него условия.
Cлайд 7
Cлайд 8
Традиционно дают определение понятию психики как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. Важнейшая функция психики - регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа.
Cлайд 9
1. Принцип отражения раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека, этой особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами, среди которых ведущую роль играют следующие: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как с помощью органов чувств человека, так и с помощью языка, речи; состояние головного мозга, физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики. 2. Принцип детерминизма объясняет причины развития психики, ее истоки: 1) психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия многих факторов и обстоятельств биологического, природного, технического и социального характера. Ведущую роль играют социальные условия их жизни и деятельности. 2) психика человека не просто продукт, результат взаимодействия человека и социальных, биологических, техногенных и природных факторов, обстоятельств. Итак, психика человека обладает способностью изменять, развивать себя. 3. Принцип активности психического сознания ориентирует исследователя при изучении психики, психических явлений на учет того, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека в виде тех или иных образов избирательно, целенаправленно, а не только зеркально. 4. Принцип развития психики, сознания человека в деятельности, во взаимодействии со средой объясняет, что психика, сознание человека развиваются в деятельности и во взаимодействии с миром, общении с другими людьми.
Cлайд 10
5. Принцип взаимосвязи, единства сознания, психического и деятельности, поведения показывает, что человеческая психика формируется, функционирует, развивается и проявляется только в процессе общественно-трудовой деятельности, взаимодействия человека с другими людьми. 6. Принцип целостного, системного подхода к пониманию и изучению психики ориентирует на понимание того, что психика формируется, функционирует и проявляется как целостное, интегральное явление. Все индивидуальные и групповые (общественные) психические феномены взаимосвязаны и обусловливают друг друга. 7. Принцип относительной самостоятельности психических феноменов не противоречит предыдущему, а лишь указывает на то, что каждое психическое явление у человека может иметь не только своеобразие своих физиологических основ, но и свои закономерности формирования, функционирования, развития. 8. Принцип личностного подхода, учета групповой психики в изучении, понимании и формировании отдельных психических явлений, фактов, механизмов. С учетом требований этого принципа изучение психики может быть правильным лишь при учете в совокупности, единстве, основных, ведущих, коренных личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей и других особенностей. 9. Принцип единства конкретно-исторического подхода и содержательного анализа в понимании психики людей ориентирует специалиста на содержательный и ценностный (аксиологический) анализ психики людей с учетом конкретно-исторических условий их жизни и деятельности.
Cлайд 11
Cлайд 12
Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: 1. Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (переживания), волевые (решение, исполнение, волевое усиление). Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. 2. Психическое состояние – это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий . 3. Психические свойства – высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности. Психическими свойствами человека называют устойчивые образования, обеспечивающий определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
Cлайд 13
В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам. Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания. В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто - значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять.
Cлайд 14
Введение в психологию / Под ред. Петровского А.В. - М.: Академия, 1996. - 496 с. Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2003. - 480 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. - 672 с.