Цель ТРИЗ: Создание эффективной технологии изобретательства
Cлайд 4
ТРИЗ позволяет: Решать задачи, Выявлять новые, Прогнозировать развитие техники, Совершенствовать работу конструкторов, технологов, И другое.
Cлайд 5
Области использования ТРИЗ: В науке - для решения исследовательских задач и выработки новых концепций, В педагогике и психологии – для формирования творческой личности.
Cлайд 6
Основное направление деятельности: применение ТРИЗ для массового и эффективного решения творческих задач, а также творческого обучения и воспитания, формирующего в человеке неагрессивную творческую личность
Cлайд 7
Качества творческой личности: Способность смело выбрать Достойную цель (даже если она считается нереальной) и сделать её главным вектором своей жизни, Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения Достойной цели, Способность работать планомерно. Наличие пакета рабочих планов на неделю, месяц, год. Регулярное выполнение этих планов, Высокая работоспособность, Хорошая техника решения творческих задач, входящих в проблему, Способность отстаивать свои идеи и разработки, умение «держать удар».
Cлайд 8
Методики РТВ: Методика разрешения противоречий, Методика придумывания пословиц, Методика придумывания загадок, Методика сочинения сказок, Приёмы фантазирования, Фантограмма
Cлайд 9
Методика разрешения противоречий Противоречие – ситуация, при которой любое изменение системы и её частей и хорошо, и плохо одновременно. Задача. Как в присутствии полицейских раздать приглашения на тайное совещание? 1. Если раздать всем, то (+) получат все, но (-) узнают полицейские. 2. Если раздать только тем, кто должен прийти, то (+) получат те, кто должен прийти, но (-) увидят полицейские.
Cлайд 10
Изобретение идеальной книги: Найти противоречия: Если книга рукописная, то: + произведение искусства - дорогая, Если страницы глянцевые, то: + … - … И т. д. Вывод: идеальная книга должна быть… Назад
Cлайд 11
Методика придумывания пословиц Данная методика позволяет детям самостоятельно сделать вывод и извлечь несколько уроков. При создании пословиц используется раскадровка, где каждый следующий кадр вытекает из предыдущего. Пословица состоит из двух частей: Действие Результат Форма: Если…, то…
Cлайд 12
Методика сочинения сказок Испорченные сказки Сказки от слова «почему?»
Cлайд 13
Сказки от слова «Почему?» Схема сказки Было Стало Назад
Cлайд 14
Методика придумывания загадок Форма: 1)Как …, но… 2)Сказал бы: «…», но не… (Шарик для пинг-понга) Пример: Как жемчуг, но дешёвый, Как бисер, но крупный, как яйцо, но не разобьёшь.
Cлайд 15
Форма: 1) …, но не… 2)…, как … Пример: Рассказывает, но не человек, Учит, но не учитель, Молчит, но не рыба. (Книга)
Cлайд 16
Пример: За воротами кирпич, В кирпиче – белые двери, На дверях – букашки. (Книга) На высоком полу железная рука, В железной руке тонкая чаша, В чаше той прозрачная сосулька, А внутри сосульки волос горит. (Настольная лампа)
Cлайд 17
Пример: Один бочонок на восьми веточках. (Паук) Четыре расписных опахала, Две антенны. (Бабочка)
Cлайд 18
Системный оператор Система 1 2 3 Надсистема Подсистемы
Cлайд 19
Пример: Система – бык, Подсистемы : Туловище – бочка, Голова – кирпич, Хвост – веник, Ноги – колышки, Уши – тряпочки. Получилась загадка: Бочка на столбах, На бочке – трава, Спереди у бочки – кирпич, а сзади веник прикручен, На кирпиче две тряпочки и уголёк, Всё на двух парах колышек стоит. (Бык)
Cлайд 20
Приёмы фантазирования Увеличить – уменьшить: Великан-Кроха Что хорошо, что плохо Наоборот Система Свойства Антисвойства Антисистема Ускорение - замедление
Cлайд 21
Фантограмма – таблица, в которой по вертикали универсальные показатели, по горизонтали – приёмы фантазирования
Cлайд 22
Преимущества ТРИЗ: Не требует больших затрат времени, Можно использовать в традиционной системе обучения, Развивает фантазию, воображение у детей, Вселяет уверенность в своих силах.
Cлайд 23
Применение ТРИЗ: На уроках чтения и окружающего мира, На кружке «РТВ», На родительских собраниях, На внеклассных занятиях.