«Детское экспериментирование» Воспитатель: Гайда Ирина Викторовна
Cлайд 2
Эксперимент (от греч. «experimentum») – проба, опыт. 1-Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. «Современный словарь иностранных слов» 2-Планомерное проведение наблюдения. «Краткая философская энциклопедия» 3-Чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова - опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез т.п. «Советский энциклопедический словарь»
Cлайд 3
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. Является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Cлайд 4
«СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Наблюдение Труд Развитие речи Изобразительная деятельность Формирование элементарных математических представлений Чтение художественной литературы Музыкальное воспитание Физическое воспитание
Cлайд 5
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ» Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Стимулирует развитие речи. Накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Cлайд 6
«КЛАССИФИКАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ»
Cлайд 7
Cлайд 8
«ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ» Когда в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами.
Cлайд 9
«Плюсы» демонстрационных наблюдений: Является менее трудоемким Прост в методическом отношении Исключены ошибки при проведении опытов Проще следить за соблюдением дисциплины Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций Проще решаются вопросы гигиены «Минусы» демонстрационных наблюдений: Объект находится далеко от детей Объект виден под каким-то одним углом зрения Сведена до минимума личная инициатива детей Низкий эмоциональный уровень восприятия Затруднена индивидуализация обучения Пассивность детей Восприятие осуществляется в основном с помощью одного ( зрительного ) анализатора
Cлайд 10
«ФРОНТАЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ» Когда в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.
Cлайд 11
«Плюсы» фронтальных наблюдений: Хорошо видны мелкие детали Возможность рассматривания со всех сторон Высокое эмоциональное состояние Включение всех анализаторов Процесс обучения индивидуализирован «Минусы» фронтальных наблюдений: Трудно найти много объектов Сложнее написать конспект Труднее установить контакт с детьми Несинхронность в работе детей Труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком Повышается риск правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций
Cлайд 12
«МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ НАБЛЮДЕНИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ» Случайные: Не требуют специальной подготовки Воспитатель должен обладать немалыми биологическими познаниями, т.е. постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии и т.д. Плановые Начинаются с определения педагогом текущих дидактических задач Выбирается объект Воспитатель знакомится с ним заранее- и на практике, и по литературе Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома
Cлайд 13
Как ответ на детские вопросы: К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи Воспитатель советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями для плановых опытов
Cлайд 14
«РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ» В старшей и подготовительной к школе группах можно проводить цельные занятия, посвященные решению экспериментальных задач, а также организовать конкурсы и соревнования «Кто лучше сделает?», «Кто быстрее додумается?» Решение задач осуществляется в двух вариантах: 1-дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания; 2-дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили
Cлайд 15
«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ» 1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени. 2. Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом. 3. Помните паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины. 4. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия. 5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям. 6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук – Тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя! » (варианты – Незнайка, Мишка, Карлсон; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.)