Имидж современного учителя: технологии построения и психология формирования Подготовила педагог-психолог Жагарина М.А.
Cлайд 2
Песталоцци, Руссо, Дистервег и другие известные педагоги прошлого считали важными для учителя такие качества, как находчивость, жизнерадостность, непосредственность, скромность, нравственную чистоту, без которых трудно завоевать симпатию детей и служить достойным примером для подрастающего поколения. Кризисные явления в нашей стране затронули и образование. Культивирование индивидуальности и свободы личности, не подкрепленное высокими моральными принципами и установками, способствовало снижению дисциплинированности учащихся и авторитета преподавателя. Каким же должен быть современный педагог?
Cлайд 3
Упражнение «Мой профессиональный герб и мое профессиональное кредо». Задача упражнения: актуализация собственного профессионального и личного опыта. Изобразите символично на полях: 1. «Я как педагог» 2. «Мои ученики» 3. «Я глазами моих учеников» 4. «Моя профессиональная мечта» 5. «Мой личный профессиональный девиз»
Cлайд 4
Личные и профессиональные качества эффективного педагога Педагогический оптимизм. Вера в развитие способностей и лучших сторон личности детей; Способность к эмпатии, сензитивность к потребностям учащихся; Общительность, владение стилем легкого, неформального теплого общения с учащимися, умение строить гармоничные отношения с людьми; Эмоциональная уравновешанность, жизнерадостность, уверенность в себе, позитивное восприятие учащихся и самого себя.
Cлайд 5
Внешний облик учителя Учитель должен быть всегда опрятным. Неряшливый вид отталкивает учеников. У учителя не должно быть сверхмодных, ярких деталей костюма, так как это отвлекает внимание учащихся.
Cлайд 6
Речь учителя Речь должна быть образно-выразительной, с четкой дикцией и отчетливым произношением. В противном случае восприятие речи учителя затрудняется, снижается уровень внимания, нарушается дисциплина.
Cлайд 7
«Никакая другая способность, которой может обладать человек, не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить» Чонси М. Депью, сенатор США
Cлайд 8
Мимика, пантомимика «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения, сдержать свое настроение…Я убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и позы, и владение своим лицом…» А.С. Макаренко
Cлайд 9
Пути разрешения конфликтных ситуаций Молодая учительница вошла в класс, семиклассники приветствуют ее стоя на партах. Учительница… Учитель входит в класс, все восьмиклассники сидят в темных очках, улыбаются и ждут, что-то будет. Учитель…
Cлайд 10
Современный учитель должен: успешно использовать знания по общей, социальной и педагогической психологии для улучшения педагогического взаимодействия с учащимися; квалифицированно проводить психологический анализ профессиональной деятельности (своей и других); выявлять потенциальные возможности учащихся и с учетом этого проектировать их развитие; творчески использовать приемы развивающего обучения и способы воспитательного воздействия на учащихся; психологически обоснованно осуществлять самовоспитание, самообразование и учить этому детей; успешно преодолевать трудные жизненные ситуации и помогать в этом другим.
Cлайд 11
Рефлексивная технология «Рефлексивный круг» Ваше отношение к проведенному занятию, в том числе пожелания, корректив? Самоощущение? Неожиданное в мыслях, чувствах? Что именно?