Когда Вы изучите данный элемент, Вы узнаете: Функции и структура общения. Трансактный анализ общения. Вербальные и невербальные средства общения. Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и механизмы психологического воздействия. Синтоническая модель общения. Виды и техники слушания.
Cлайд 3
Психология- наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.
Cлайд 4
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Этапы в процессе общения: Потребность в общении– побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. Ориентировка в личности собеседника. Планирование содержания своего общения – человек представляет себе что именно скажет. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным.
Cлайд 7
Коммуникативная компетентность Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию ”Коммуникация” в переводе с латыни означает “общее, разделяемое со всеми”. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми..
Cлайд 8
Причины плохой коммуникации : а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем; б) “предвзятые представления” - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно; в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда; г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя; д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов; е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность. ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.
Cлайд 9
Стратегии общения: открытое – закрытое общение; монологическое – диалогическое; ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение “по душам”).
Cлайд 10
Виды общения “Контакт масок”. Примитивное общение. Формально – ролевое общение. Деловое общение. Духовное. Межличностное общение. Манипулятивное общение . Светское общение.
Cлайд 11
Позиции в общении : доброжелательная позиция принятия собеседника; нейтральная позиция; враждебная позиция непринятия собеседника; доминирование, или “общение сверху”; “общение на равных”; подчинение, или позиция “снизу”.
Cлайд 12
Трансактный анализ общения Три основные позиции: Родитель Взрослый Ребёнок
Cлайд 13
Средства общения: Вербальные Невербальные.
Cлайд 14
Фактор, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей: Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений. Наличие уже сформированных стереотипов. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека. Безотчетное структурирование личности другого человека. Эффект “ореола” Эффект “проецирования” “Эффект первичности” Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей. “Эффект последней информации”
Cлайд 15
Общение как восприятие людьми друг друга Восприятие включает: Идентификация Рефлексия
Cлайд 16
Синтоническая модель общения Название “синтоническая” образовано от слова “синтония”, что означает “быть в гармонии с собой и другими”. Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программирования. Нейропсихологическое программирование – это результат слияния психологии, лингвистики, математики. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя “любимая дверь восприятия” – та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим.
Cлайд 17
Виды слушания Активное Пассивном Эмпатическое
Cлайд 18
Список рекомендуемой литературы: 1. Бодалев А. А. Психология общения. – Воронеж, 1996. – 448 с. 2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с. 3.Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. 4.Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. – 319с. 5. Леонтьев. А. А. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии.- М.,1975. 122с. 6.Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 365 с. 7. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. — Учебное пособие. — М., 2001. - 320 с. 8. Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с. 9.Станкин М.И. Психология общения: курс лекций.-М.: Институт практической психологии, 1996.-296 с.
Cлайд 19
Вопросы предназначены для самопроверки студента по педагогическому общению Блок заданий рассчитан на то, чтобы студент сумел выработать знания и умения в процессе их выполнения