Чтение — это сложный комплексный вид деятельности, состоящий из ряда операций.
Cлайд 3
Параметры: способ, скорость, правильность, автоматизированность (так называемая «беглость»), понимание прочитанного.
Cлайд 4
Методика В. Пробстовой (1983). Каждый испытуемый читает два текста. Регистрировались количество правильно и неверно прочитанных слов за первую минуту, допущенные ошибки, способ чтения, понимание прочитанного при пересказе.
Cлайд 5
Среднегрупповая скорость чтения от класса к классу плавно возрастает. Наиболее заметный прирост отмечается в 3-м классе. Достоверных различий между мальчиками и девочками по скорости чтения обнаружено не было. В 3-м классе большинство учащихся завершают овладение слитным чтением целыми словами, К 5-му классу происходит автоматизация навыка и чтение становится беглым и выразительным.
Cлайд 6
В процессе обучения меняется не только количество, но и качество ошибок: По сравнению со 2-м в 6-м классе в 4-5 раз реже встречаются замены звуков и слогов, 2,5 раза возрастает количество замен слов, что согласуется с данными Т. Г. Егорова (1953). Это свидетельствует о перестройке функциональной структуры навыка. В 1-2-м классах — единицей чтения у многих является еще слог, а В 5— 6-м классах — слово и группа слов. В старших классах чтение происходит с опорой на смысловой контекст и вероятностное прогнозирование, поэтому у них преобладают ошибки угадывающего типа в виде замены слов.
Cлайд 7
Степень понимания прочитанного: у большинства детей являлется относительно независимой величиной отчетливое улучшение качества (полноты и связности) пересказа у детей от класса к классу Во 2-м классе многие дети при пересказе нуждались в дополнительных вопросах, что улучшало качество изложения. При усложнении текста у них и у учеников 3-го класса существенно ухудшались понимание и пересказ прочитанного. Наибольший прирост этого показателя отмечался у учащихся 4-го класса
Cлайд 8
Стандартизованная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) За образец была взята методика Z. Matejcek, Z. Zlab (1971). используются два стандартных текста, после прочтения которых подсчитывается количество правильно прочтенных слов за первую минуту. С помощью специальной формулы этот показатель переводится в относительный, отражающий соотношение абсолютного показателя и возрастной нормы.
Cлайд 9
Типы пересказа: Тип А — пересказ полный со всеми подробностями, иногда с некоторыми неточностями; тип Б — пересказ включает все существенные смысловые фрагменты при полном отсутствии второстепенвых подробностей; тип В — пересказ фрагментарный, пропущены существенные моменты, имеются искажения; тип Г — отсутствие понимания прочитанного.
Cлайд 10
Преимущества методики: методику удобно использовать для оценки истинного прогресса (не связанного с повзрослением) в освоении чтения при коррекционной работе. Подобный метод оценки позволяет сравнивать между собой детей разного возраста и класса. возможность диагностировать дислексию в тех случаях, когда ошибок в чтении почти не допускается.
Cлайд 11
«Тест оперативных единиц чтения» (ТОПЕЧ) В ходе исследования ребенку предлагается как можно быстрее, но не делая ошибок, прочитать сначала 100 букв, затем 100 открытых слогов и т. д. Обследующий регистрирует не только время выполнения задания, но и количество, и характер допущенных ошибок. У бегло читающих детей время, затраченное, например, на прочтение списка № 3, равно времени чтения списка № 2 или превышает его не более чем на 15-25%. Это означает, что закрытые слоги (СГС) ребенок читает автоматизированно. Если же время чтения списка № 3 превысит на 30% и более время, затраченное на список № 2 (например, 78 сек. и 60 сек.), следует заключить, что слоги типа СГС (ЛОК, РУМ, СУМ и т. п.) ребенок читает неавтоматизированно, сукцессивно, сливая 1 или 2 элемента (например, СО...К, СУ...М).
Cлайд 12
Таким образом, исследование навыка чтения проводится в три этапа
Cлайд 13
Первый этап: с помощью СМИНЧ устанавливается уровень сформированности навыка чтения, вычисляются КТЧ и определяется их соответствие интеллектуальному развитию обследуемого ребенка.
Cлайд 14
Второй этап: если при исследовании на первом этапе диагностирована дислексия, то по данным тестирования АВМ-WISC определяются стойкость выявленного расстройства и его прогноз. Это нужно для перспективного планирования коррекционной работы (сроки, этапность и т. п.). Кроме того, данная информация важна для психологической подготовки ребенка и родителей. Знание ими ближайших и отдаленных перспектив способствует адекватному отношению к коррекционному обучению. Как чрезмерный оптимизм, так и неоправданный пессимизм одинаково вредны.
Cлайд 15
На третьем этапе, когда принято решение о включении ребенка в коррекционную группу, с помощью ТОПЕЧ определяется тип слогов, с тренировки которых необходимо начинать работу, и слоговая сложность слов, доступных ребенку для чтения на данном этапе.