С главным членом – сказуемым ( ) Определённо - личные С главным членом – подлежащим ( ) Неопределённо-личные назывные Односоставные предложения Обобщенно-личные безличные
Cлайд 3
Люблю дымок спалённой жнивы. Постарайся выполнить эту работу аккуратно. Мы любовались чудесной картиной природы. Картину кисти Шишкина в прошлом году реставрировали. О/л. О/л.
Cлайд 4
Как яростно ярко горит каждый листик берёз, осин, рябин. В лесу всю ночь напролёт свищут, щелкают, звенят. В школе нашего посёлка увлекаются настольным теннисом. Меня задержали после уроков. неопр./личн. неопр./личн. неопр./личн.
Cлайд 5
Вижу горы и долины. Без труда не вытянешь рыбку из пруда. Вас просят к телефону. Не найдешь лучше родной стороны. Объясните правописание окончаний глагола - ешь непр./личн. с обобщ. знач. непр./личн. с обобщ. знач.
Cлайд 6
главный член может быть выражен: 1)Безличным глаголом 2)Личным глаголом в безличном употреблении 3)Словами категории состояния 4)Инфинитивом 5)Словами нет, не было 6) Словами надо, нужно, необходимо…
Cлайд 7
Укажите безличные предложения А. Бездонную бочку водой не наполнишь. Б. Приготовьтесь к уроку. В. Зажгло грозою дерево. Г. Скоро будет светать.
Cлайд 8
1. Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев. 2. Опять весной в окно моё пахнуло, и дышится отрадней и вольней. 3. Просто мне нездоровилось это время. 4. Тянет горьким дымком. 5. У меня не было силы подняться. 6. Снег пропал — и тепло, и светло.
Cлайд 9
Я не здоров. Малыш не спит. Приближается вечер. Снег замел дорогу. У тебя есть книга?
Cлайд 10
Мне нездоровится. Малышу не спится. Вечереет. Снегом замело дорогу. У тебя нет книги?
Cлайд 11
Упр. 217, с. 92. («П») Записать предложения, указать, какое значение выражают эти предложения. 2) Упр. 218. Подчеркнуть в них сказуемые, определить, чем выражены, составить схемы. весь класс – 1,2,3 предл. - индив. – Сааков А. – 4 предл. Салов Вадим – 5 предл., Пащенко А. – 6 предл. Кравцов К. – 7 предл.
Cлайд 12
1)К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. 2) В такие минуты всегда ждёшь чего-то необычного. 3) Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва. 4) Но ушастой её назвали не за настоящие уши, а за два пучка пёрышек, что торчат на лбу. 5) Ночь. 6) Холодно. 7) Хочется спать. 8) И вдруг что-то совсем рядом свистнуло. 9) Затрещало. Ответ: 2 (Опр./л), 4 (неопр./л), 5 (назывн.), 6 (безл.),7 (безл.), 9 безл.)
Cлайд 13
Совсем не верилось , что так недавно в этом лесу росли грибы. Чиста и бесплодна была земля под деревьями. Хоть весь лес обойди, не зарозовеет перед глазами ни одной волнушки. Сухо, чисто, светло от листьев в лесу. Ляжешь на поляне на солнце, пригреешься, заслушаешься лёгкого шуршания листьев и не заметишь, как на самого тебя набросает невесомого тонкого золота. А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. Задание: найдите в тексте безличные предложения.
Cлайд 14
Жгучим морозом опаляет лицо Изучай, сопоставляй факты Дни поздней осени бранят обыкновенно В лес дров не возят а) определенно-личное б) неопределенно- личное в) обобщенно-личное г) безличное Ответ : 2- а; 3 – б; 1 – г; 4-в
Cлайд 15
Пахнет сеном над лугами 2) Герасима уже не было на дворе 3) В глазах у меня потемнело а) безличным глаголом б) безличной формой личного глагола в) слова с отрицательными значениями Ответ : 2-в; 1-б; 3- а
Cлайд 16
Домашнее задание. Подготовить рассказ по схеме «Односоставные предложения». – всем., задание из упр . 217 (разборы) Сочинения - миниатюры на темы «Раннее утро» или «Зимние зарисовки» с использованием безличных предложений. Индив. - упр 223 (по заданию) Заполните лист самооценки, сдайте их и тетради на проверку.
Cлайд 17
Что нового узнали на уроке? В чем испытывали трудность? Какие задания вам понравилось выполнять? Почему?